В Армении завершились парламентские выборы. Как и ожидалось, уверенную победу одержала правящая Республиканская партия Армении (РПА), набравшая почти 50% голосов, что, с учетом показателей других политических сил принимавших участие в выборах, сулит ей более 50% мандатов в Национальном собрании шестого созыва.
И следует отметить, что на этих выборах РПА выступил в роли двуликого Януса – с одной стороны победу должны были обеспечить одиозные олигархи и местные князьки, с другой — имеющий высокий личный рейтинг Карен Карапетян с респектабельными республиканцами из первой десятки избирательного списка, который сам премьер возглавить не смог из-за недостаточного ценза оседлости. Номером один стал министр обороны Виген Саркисян, не замешанный, в отличие от многих своих однопартийцев, в какие-либо скандалы.
При этом, благодаря последним изменениям в избирательном законодательстве, РПА обеспечила возможность контролировать ситуацию с помощью механизма, позволяющего сохранить большинство в парламенте даже несмотря на отмену мажоритарной системы.
На втором месте оказался блок «Царукян» с 27,32% голосов. Своим успехом на выборах он обязан финансовым возможностям и имиджу благотворителя своего лидера — Гагика Царукяна, а также собранных под его крылом влиятельных в регионах людей. Благодаря этим факторам, блок оказался единственной политсилой, способной конкурировать с РПА в вопросе раздачи избирательных взяток.
У блока были и свои административные ресурсы, свидетельством чего является победа над РПА в Котайкской области, которая считается «вотчиной» лидера блока Гагика Царукяна. Да и перебежчики из РПА сделали свое дело. Благодаря их поддержке, блок смог обойти РПА и в Арташате, мэром которого является зять Царукяна Аргам Абрамян (сын экс-премьера Овика Абрамяна, покинувшего недавно РПА).
В состав будущего парламента прошел и партнер по РПА по правящей коалиции АРФ «Дашнакцутюн». За одну из старейших армянских партий, ведущую свою историю с конца ХIX века, проголосовало 6,57%. Партии помогла развитая партийная организация, представленность во всех регионах Армении. Да и возможность использования административного ресурса помогла нивелировать проблемы с имиджем, возникшие из-за коалиции с властями.
Третье место с 7,77% голосов занял блок «Елк» (Выход), который сформировали партии «Гражданский договор», «Светлая Армения» и «Республика», лидерами которых являются оппозиционные лидеры нового поколения Никол Пашинян и Эдмон Марукян, а также родной брат национального героя Армении Вазгена Саркисяна, экс-премьер Арам Саркисян.
О политических реалиях Армении , где все друг друга знают и так или иначе связаны, нагляднее всего говорит тот факт, что родной брат выступающего с резкой критикой действующих властей Арама Саркисяна – Армен, занимает должность советника министра обороны (по совместительству первого номера списка РПА).
Примечателен анализ политических сил, не преодолевших избирательный барьер. В первую очередь — старожилов армянской политики. Нынешние выборы стали фактически политическими похоронами первого президента Армении Левона Тер-Петросяна и его идей. Долгие годы считавшегося лидером оппозиционной части политического поля Армении, возглавляемый им блок «Конгресс-НПА» смог с трудом набрать 1,65%.
На этих выборах Тер-Петросяну не помогли даже спекуляции на карабахской теме и на естественном желании людей жить в мире. Фактически, армянское общество дало четкий ответ на вопрос, готово ли оно к односторонним уступкам в карабахском вопросе. И ответ жителей Армении был — нет.
Вообще удивительно, что человек, пришедший к власти на волне карабахского движения и под лозунгами воссоединения Армении и Нагорного Карабаха, затем всю свою политическую карьеру пытался «избавиться» от Карабаха.
Эти выборы обернулись политическим крахом и для другого известного оппозиционного деятеля – лидера партии «Наследие» Раффи Ованнисяна, который на президентских выборах 2013 года набрал почти 40% голосов (благодаря отказу других влиятельных невластных деятелей участвовать в выборах). За годы прошедшие с парламентских выборов 2012 года «Наследие» постоянно раздирали внутренние скандалы, ее покидали известные члены, партия заключала непонятные союзы и разрывала их (как в свое время со «Свободными демократами»). В итоге Ованнисян принял участие в выборах совместно с новоявленными оппозиционерами от власти – экс-министрами обороны Сейраном Оганяном и экс-министром иностранных дел Варданом Осканяном. Однако общество подобный альянс и политическую амнезию не оценило, результатом чего стали лишь 2,07% голосов.
К слову, еще более катастрофический результат показал бывший партнер «Наследия» партия «Свободные демократы», не набравшая даже 1%. Как видно, идеи выхода из Евразийского союза не нашли поддержку в армянском обществе. И не случайно, что критикуя вступление Армении в ЕАЭС, другая прозападная сила – блок «Елк», и вовсе воздержалась от заявлений о необходимости выхода из Союза.
Для «Свободных демократов», наверное, обиднее вдвойне, ведь Компартия Армении набрала почти столько же голосов, что и они — 0,75% против 0,94% у «Свободных демократов».
Однако фиаско ожидало не только радикальных оппозиционеров, но и давних партнеров РПА по разным коалициям — парию «Оринац еркир». Ребрендинг партии не помог и под новым именем «Армянское возрождение» она набрала лишь 3,71%. Хотя, как и в случае с «Дашнакцутюн», за партию сыграла развитая партийная сеть по всей Армении, благодаря чему у нее лучший показатель из всех аутсайдеров избирательной гонки.
Примечательно, что три из четырех политических сил, прошедших в парламент, или находятся во власти, или тесно с ней связаны, свидетельством чему является отсутствие проблем у бизнеса Гагика Царукяна. В сумме они получили 83% голосов в стране, и это на фоне сложной социально-экономической ситуации в стране, где общество перманентно выражает недовольство неспособностью властей их решить.
Общество требует перемен, и этим обусловлен «косметический ремонт» в рядах РПА и выход на авансцену в партии власти новых лиц. Однако без реальных качественных изменений во власти, без которых обеспечить решение стоящих пред странной проблем невозможно, это грозит стране довольно опасными развитиями. Оппозиционно настроенное меньшинство будет все больше склоняться к мысли, что законными способами власть в стране не сменить, и начнет прибегать к насильственным акциям. Как это было в июле прошлого года во время захвата полка патрульно-постовой службы полиции Армении группой «Сасна црер».