Несмотря на восстановление торговых отношений между Грузией и Россией, «цепь трагических явлений» продолжается и есть необходимость проявить политическую волю, предпринять шаги для преодоления сложившегося тяжелого положения и «выйти из заколдованного круга», говорится в обращении премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили на имя высшего руководства Российской Федерации.
«В августе этого года исполнится десять лет после войны 2008 года. Это драматическое событие оставило глубокий след в сознании грузинского народа и в отношениях между Грузией и Россией. Разорваны дипломатические связи. Признание Москвой независимости Абхазии и Цхинвальского региона фактически завело в тупик перспективу установления нормальных межгосударственных отношений. Теперь мы стоим перед выбором — встретить эту дату взаимными обвинениями и острыми заявлениями, в которых не было недостатка в течение этих лет, или сделать разумные, пусть даже небольшие шаги для того, чтобы вывести наши отношения из этого заколдованного круга», — отметил премьер-министр Грузии.
Согласно тексту обращения, распространенного пресс-службой правительства Грузии, Георгий Квирикашвили подтвердил, что Грузия «заинтересована в достижении реального прогресса в процессе международных дискуссий в Женеве», отметив также, что готов лично принять участие в переговорах.
«Также мы готовы к прямому диалогу с абхазами и осетинами, и в этом плане мы приветствовали бы реально конструктивный подход российской стороны. При наличии политической воли считаем возможным предпринять и другие разумные шаги. К сожалению, сегодня мы стоим перед тяжелой реальностью. Мы восстановили двусторонние торгово-экономические отношения, но цепь трагических событий продолжается и сегодня. Это подрывает перспективы урегулирования грузино-российских отношений. Последний трагический пример этого — смерть при неясных обстоятельствах нашего гражданина Арчила Татунашвили две недели назад в Цхинвали, тело которого до сих пор не передано семье, несмотря на неоднократные усилия грузинских властей, Католикоса-Патриарха и международного содружества. Я обращаюсь к высшему руководству Российской Федерации с призывом, чтобы с осознанием ответственности перед сегодняшним днем и будущими поколениями, предпринять совместные шаги для преодоления этой сложной ситуации», — сказано в обращении.
EADaily сообщало ранее, что Арчил Татунашвили, Леван Куташвили и Иосиф Павлиашвили 22 февраля 2018 года были задержаны правоохранительными органами Южной Осетии. Один из них, Арчил Татунашвили скончался в больнице югоосетинской столицы 23 февраля. Как заявил КГБ РЮО, Татунашвили был «участником геноцида осетин». По данным ведомства, Татунашвили пытался завладеть оружием конвоира, второй конвоир применил к нему силу, и он упал с лестницы. У задержанного началась одышка, его доставили в республиканскую больницу, где он и скончался. После вскрытия КГБ сообщил, что Татунашвили скончался в результате сердечной недостаточности. Позже Цхинвал заявил, что тело Арчила Татунашвили будет передано грузинской стороне после проведения независимой экспертизы на территории Российской Федерации.
Вопрос о передаче тела стал основным во внутриполитической жизни Грузии, став поводом для ряда антироссийских акций протеста. Семья Татунашвили и грузинская общественность требуют передачи тела погибшего. Видя все это, а также затруднительное положение властей Грузии, в дело вмешался и Католикос-Патриарх Илия Второй, который направил письмо на имя патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Сам же Квирикашвили заявлял ранее, что тело Татунашвили будет передано родственникам не позже конца текущей недели. Однако накануне стало известно, что передача тела Татунашвили на этой неделе не состоится — этот факт и стал причиной обращения грузинского премьера.
Как и ожидалось, члены правящей команды и оппозиция радикально разошлись в оценках послания премьер-министра Георгия Квирикашвили к руководству России.
«Заявление премьер-министра было очень конкретным, связанным с конкретными посланиями и конкретными форматами. Касательно проведения переговоров в формате Женевских международных дискуссий, этот вопрос обсуждался премьер-министром и раньше. Заявлялось о готовности его личного участия в этом формате для того чтобы найти соответствующие решения и пути решения конфликта. Мы ожидаем, что Российская Федерация выполнит обязательства, взятые не только перед правительством Грузии, но и перед международным сообществом», — сказал журналистам вице-премьер, министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе.
Спецпредставитель премьер-министра Грузии по урегулированию взаимоотношений с РФ Зураб Абашидзе, в свою очередь отметил, что обратившись к Москве, Георгий Квирикашвили сделал «очень тяжелый, но необходимый шаг».
«Это заявление государственного деятеля, обладающего большой ответственностью. В первую очередь, я имею в виду ответственность перед страной и своим народом, интересы которых он ставит превыше любой политической конъюнктуры. Квирикашвили сделал этот шаг не только для урегулирования тяжелейшей проблемы, связанной с Татунашвили, но и озвучил конкретное, разумное предложение нашей страны в отношении России по важнейшим вопросам и выразил готовность личного участия в Женевских переговорах, по поводу чего и ранее делал комментарии», — заявил Абашидзе.
Как и ожидалось, с критикой действий премьера вытупили представители оппозиционного парламентского меньшинства. Так, один из лидеров оппозиционной партии «Европейская Грузия — Движение за свободу» (откололась от партии «Единое национальное движение»), депутат парламента Георгий Канделаки назвал действия главы правительства примером «непоследовательности».
«Грузинская мечта обещала народу наладить отношения с Россией. В контексте этого обещания они сняли вопрос об оккупированных территориях Грузии с повестки дня мировой политики на высшем уровне. Сегодня мы видим непоследовательность. После смерти Арчила Татунашвили правительство Грузии пытается мобилизовать международное внимание, в то время как в случае убийства Гиги Отхозория мало что было сделано. Там нужна мирная, но последовательная политика», — заявил Канделаки.
Председатель парламентской фракции другой оппозиционной партии «Единое национальное движение» Роман Гоциридзе отметил, что заявление Квирикашвили было «двусмысленным».
«Это заявление премьера было двусмысленным. Конечно же, для активизации отношений в Женевском формате — формате, который фактически был разрушен Российской федерацией, в нем обязательно участие не только Грузии, но и международного сообщества. Вместе с тем, здесь мы слышим ноты в каком-то другом направлении. Если подразумевается принятие дальнейших шагов и восстановление дипломатических отношений, то это недопустимо, фактически, это капитуляция со стороны Грузии. Именно поэтому премьеру надо обратиться более подробно и объяснить, что он имеет ввиду, когда где-то даже косвенно говорит об этих дипломатических отношениях», — сказал Гоциридзе.
Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Россией в 2008 году в связи с признанием Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, которое произошло после агрессии Грузии против Южной Осетии. С тех пор посредником между Россией и Грузией является Швейцария. Взаимоотношения стран на сегодняшний день регулируются в рамках двух форматов — Женевских дискуссий, которые проходят при посредничестве ЕС, ООН и ОБСЕ, с участием делегаций из Грузии, России, США, Абхазии и Южной Осетии, а также в формате «Карасина — Абашидзе», основанном в конце 2012 года после прихода к власти в Грузии коалиции «Грузинская мечта». Формат встреч не предусматривает рассмотрения политических вопросов, на них решаются сугубо конкретные вопросы торговли, транспортного сообщения, культурно-гуманитарного сотрудничества.
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2018/03/09/gruziya-ishchet-vyhoda-iz-zakoldovannogo-kruga-v-otnosheniyah-s-rossiey