Активизация Запада на Южном Кавказе обусловлена не только новой послевоенной реальностью, но и геополитическим вакуумом в регионе, поскольку Россия продолжает отвлекаться на Украину. Подобного мнения придерживается глава Центра региональных исследований Ричард Киракосян.
Эксперт считает, что дипломатические усилия, предпринятые Западом в последний период, сулят скорое подписание мирного договора между Ереваном и Баку. “Для Южного Кавказа близость мирного договора между двумя странами обещает редкое позитивное изменение правил игры для региона, для которого характерны конфликты и конфронтация”, – сказал эксперт.
При этом аналитики полагает, что основная причина последних успехов Запада в переговорах между Ереваном и Баку обусловлена тем, что она акцентирует внимание на дипломатическое содействие сторонам, при этом, не претендуя на посредническую роль в армяно-азербайджанском мирном процессе.
По его убеждению, именно благодаря такому подходу, и исходя из этого, ЕС предложил платформу для прямого взаимодействия, а США оказали поддержку переговорам между официальными лицами Армении и Азербайджана как в Брюсселе, так и в Вашингтоне.
Киракосян в этом ключе обратил внимание на пассивность, вернее полное отсутствие в этом процессе как России, так и Минской группы ОБСЕ.
“В рамках того, что теперь стало конструктивным процессом, переговоры на уровне секретаря Совбеза РА Армена Григоряна и старшего помощника президента Азербайджана по внешней политике Хикмета Гаджиева проложили путь к прогрессу в нескольких областях. Встреча в Вашингтоне 27 сентября, эти переговоры в Белом Доме продвинули процесс вперед и подготовили почву для последующей встречи в Праге между Пашиняном и Алиевым”, – добавил аналитик.
В этом ключе он констатировал, что последняя встреча при посредничестве президента Франции Макрона и главы Евросовета Мишеля породила надежды на заключение всеобъемлющего мирного договора к концу года. Пражская встреча была также знаменательна первой в истории трехсторонней встречей между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и лидерами Армении и Азербайджана.
Киракосян напомнил, что Армения и Азербайджан продвигаются вперед по трем различным трекам.
“Первое направление предусматривает уступки Армении по предоставлению Азербайджану автомобильного и железнодорожного доступа через южную Армению к его эксклаву Нахиджевану. Поддерживая европейскую концепцию взаимосвязанности, это соглашение демонстрирует новое признание важности экономики, торговли и транспорта как подлинных стимулов для мира. И поскольку Россия фактически отвергла участие Турции в переговорах о восстановлении торговли и транспорта, в которых доминирует Москва, Анкара больше заинтересована в восстановлении своей роли путем открытия своей закрытой границы с Арменией в рамках связанного с этим процесса армяно- турецкой “нормализации””, – сказал Киракосян. В этом русле он обратил внимание на тот, что Азербайджан в этом русле настаивает на том, чтобы получить транспортный коридор по территории РА идентичный Лачинскому коридору, который связывает Армению с Нагорным Карабахом, что само по себе нереалистично. Аналитик полагает, что если такой коридор и будет, то скорее это будет огороженная скоростная дорога, по которой необходимо будет передвигаться нон-стоп.
Второй элемент процесса, по мнению аналитика, связан со сложным вопросом делимитации и демаркации границ. “Этот вопрос особенно сложен в свете вторжений Азербайджана в Армению еще летом 2021 года и вопиющего нападения на Армению в прошлом месяце. Однако камень преткновения здесь на самом деле имеет мало общего с границей и больше сосредоточен на продолжающемся присутствии азербайджанских сил на суверенной территории Армении. Нет настоящего спора о двусторонних государственных границах, и нет реальных записей о прошлых территориальных требованиях Азербайджана к самой Армении”, – констатировал Киракосян, который также назвал нереалистичным решить вопрос делимитации между Арменией и Азербайджаном до конца года. В качестве примера он привел вопрос делимитации и демаркации между Баку и Тбилиси, который протекает уже более двух десятилетий и не завершен до сих пор.
“Наконец, приверженность заключению полного и всеобъемлющего мирного договора является третьим и наиболее важным компонентом этого процесса для Азербайджана. Поскольку 44-дневная война 2020 года закончилась опасной неполной победой, сохраняется необходимость в формальном закреплении завоеваний Азербайджана. Азербайджан считает, что он недостаточно выиграл в войне 2020 года и, несмотря на свою победу, не смог ни добиться сокрушительного поражения Армении, ни добиться решительного контроля над Нагорным Карабахом”, – констатировал аналитик.
По его словам, в этом контексте нынешний мирный процесс вроде как не имеет ничего общего с Нагорным Карабахом, но на самом деле имеет к нему непосредственное отношение. “Хотя основное внимание уделяется двусторонним вопросам между Арменией и Азербайджаном, неоднозначный характер статуса и безопасности Нагорного Карабаха остается проблемой и поводом для беспокойства. Так что для Армении это пока болезненный мир и даже ядовитый процесс”, – убежден эксперт.
Он обратил внимание на тот факт, что после 44-дневной войны Армения ничего не сделала для укрепления собственной системы безопасности, и сохраняются риски для новых эскалаций.
“Кажущаяся победа авторитарных государств Азербайджана и Турции над борющейся демократией Армении вызывает тревогу как явное подтверждение силы оружия над дипломатией. Такой урок как “сила порождает право” также подрывает европейские ценности и, если его не оспаривать, узаконивает применение силы в качестве военного решения по существу дипломатического спора”, – заметил Киракосян.
По его словам, на этом фоне подход Азербайджана к достижению неуловимого мира был проблематичным, определяемым скорее максимализмом, чем великодушием. “Это также вызывает новые опасения, что давление и даже военные атаки со стороны Азербайджана могут продолжаться, чтобы максимизировать свою позицию на переговорах в преддверии официальных переговоров по окончательному мирному договору”, – сказал аналитик.
При этом по его словам, самым тревожным является тот факт, что недостаточно внимания уделялось вопросу обеспечения прочного мира после заключения и подписания любого мирного соглашения.
“И хотя любое стремление к такому иллюзорному миру приветствуется, простых ожиданий доброй воли и добрососедской нормализации далеко недостаточно, чтобы гарантировать подлинную безопасность и стабильность в период после заключения мирного договора”, – констатировал эксперт.
Киракосян также скептически отнесся к возможностям властей Армении сегодня вести одновременно два процесса по нормализации – с Азербайджаном и Турцией.
Говоря о гражданской миссии ЕС в регионе, он выразил убеждение, что оно скорее будет иметь номинальный характер. В этом ключе он обратил внимание, что в любом случае, мир и безопасность на земле обеспечивают российские военные, как в Нагорном Карабахе, таки на армяно-турецкой границе. По его словам, несмотря на все факторы, российские военные являются сдерживающим фактором на местах, передает Арминфо.