Самое интересно, что Баку торопится. Почему? Потому что думает, что ситуация в Украине, или в Турции, или в Иране, или в других местах может измениться. Об этом во время обсуждения 25 апреля заявил политолог Александр Искандарян.
По его словам, Азербайджан при любой политической возможности вытеснит русских из Нагорного Карабаха, и это не правовой вопрос, а политический.
«На данный момент Баку работает с Россией, Западом, Востоком и вообще со всеми для достижения своей цели, не делая однозначного выбора, так как это чревато», – отметил он.
По его оценке, всем игрокам Азербайджан нужен больше, чем Армения.
«Важность Азербайджана для России сейчас очень сильно повысилась. Азербайджан – это существенная часть российского сырьевого экспорта, который идет на Запад. Азербайджан для России – это еще и Турция, политика которой в отношении Армении после выборов в любом случае будет ориентирована на мнение Азербайджана. Для Запада Азербайджан ценен как страна, которая находится между Ираном и Россией. Поэтому принуждать Запад Баку не будет», – добавил Искандарян.
Он заметил, что Азербайджан на этом фоне продолжает оказывать давление на армянские стороны, в том числе военного, дискуссионного и дипломатического характера.
«Азербайджанский КПП в Лачинском коридоре де-факто появился еще в декабре 2022 года. Эту роль выполняли люди правительства Азербайджана, которые перекрыли коридор. Теперь эта ситуация формализовалась и географически сдвинулась ближе к Армении. Это стратегия давления, чтобы добиться нужных результатов», – считает политолог.
Он уверен, что договора действуют столько, сколько существует политическая обстановка, которая к этим договорам привела.
«Политическая обстановка, которая привела к подписанию заявления от 9 ноября 2020 года, не существует с начала конфликта на Украине. Ситуация принципиально другая. Азербайджану не нужен мир, ему нужен Нагорный Карабах. Мирный договор в той редакции, которую хочет Баку, это всего лишь инструментарий достижения очередной цели. Этому можно противостоять и дипломатическим форматом, не его недостаточно, так как Алиев не собирается к этому прислушиваться», – подчеркнул эксперт.
По его мнению, Москва не хочет и не может делать то, что она могла бы попытаться делать до того, как обстановка изменилась.
«Если для Армении и тем более для армян Нагорного Карабаха существует проблема выживания на той территории, на которой они живут, то для России карабахская проблема на фоне закрытой западной границы – это часть широкой мозаики схем безопасности. В ней много элементов, в том числе Турция и Сирия. В этой мозаике карабахская проблема не самая серьезная, не самая крупная часть. Соответственно, Россия воспринимает карабахский конфликт совершенно не так, как это делает Армения. Для Запада же это сильно периферийная проблема. Кроме того, цели Запада в странах постсоветского пространства определяются их близостью к России и ролью России в этих странах», – заключил Искандарян.