Автор проекта “Менк” радио Sputnik Армения делится впечатлениями о жизни и мыслях людей приграничья.
Еду в село Аразап на границе с Турцией, известное старинной часовней, названной в честь спарапета Вардана Мамиконяна – Сурб Вардан Зоравор.
Здесь он останавливался на привал по пути в Аварайрскую долину, где в V веке н.э. произошла судьбоносная для армянского народа битва. В дождливую погоду в глаза бросаются фактурные, но опустевшие гнезда аистов, улетевших в теплые края. Интересно, инстинкт птиц учитывает, где сейчас на земле безопасно?
В центре Аразапа царит загадочная тишина и безлюдье. Лишь временами издали доносится суматошный треск сорок. В приемной главы местной администрации, отъехавшего по делам, сидит пожилой человек и неторопливо перебирает четки.”Я недоволен всеми. Педагогами, учеными, врачами, земледельцами, строителями… Смена власти в 2018 году произошла из-за повальной одержимости меркантилизмом. О Нагорном Карабахе не было и слова”, – говорит Гариб Тадевосян. Простой сельский житель поясняет, что кругом все соглашались с призывами отменить радары на трассах, повысить зарплаты и пенсии, развивать бизнес-процессы, но о национальных интересах не говорилось. Его дед с отцовской стороны участвовал в Сардарапатском сражении и потерял глаз в бою. А с материнской – воевал в Великую Отечественную.
“Мы гордились успехами первой карабахской войны в духе побед 1941 – 1945 годов. Нынешний статус проигравших нас затягивает всё глубже в пропасть. Мир возможен лишь тогда, когда ты силен и сам принуждаешь к миру. Уступки же приводят к новым уступкам. Что достанется следующим поколениям?” – говорит Тадевосян. Он рассудителен и спокоен, говоря как в обескровленной после Спитакского землетрясения Армении, потерявшей 25 тысяч человек, формировались отряды добровольцев. В Карабах отправлялись люди, едва успевшие похоронить своих близких. А сегодня в Армении людей снова делят на карабахцев и айастанцев, как это уже было в трагическом прошлом после потери Вана, Муша, Карса…Гариб Тадевосян указывает в сторону погранзаставы, где вместе с армянским развевается российский триколор, и говорит, что с рождения видел этот флаг на границе. Именно он для жителей этого села является символом безопасности.
“Если русские уйдут, кто придет на их место? Французы? Они уже приходили в Киликию в начале XX века и там осталась одна армянская деревня. Придет не Франция, а НАТО в лице турецкой армии под видом обеспечения безопасности нашей страны”, – говорит он.В здание администрации возвращается сельский староста Артур Арутюнян. Он несколько озадачен. В общине поселились четыре семьи вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха, одна из которых спустя неделю уехала в Россию. В Краснодар, к брату отца семейства. Оставшиеся семьи живут в домах родственников. Каждый в Аразапе поддерживает их, чем может. Несколько дней назад российская погранзастава прислала свои пайки: консервы, рис, вермишель, чечевицу.”Люди были тронуты. С собой они из Карабаха привезли горсти земли со своих приусадебных участков. Если эти три семьи пожелают заняться земледелием, мы готовы им помочь. Возможно, тогда вернется и семья из Краснодара”, – говорит Арутюнян.
Независимо от большой политики, отношения селян и российских военных находятся на хорошем уровне. До границы с Турцией всего 500 метров. Староста Аразапа уверен, что пограничники не уйдут, а карабахцы не уедут.