Жозеп Боррель очень разозлил некоторых дипломатов ЕС, пишет Politico
В ходе встречи глав МИЖ ЕС в Люксембурге в конце октября Боррель заявил, что среди министров существует «базовый консенсус» относительно необходимости гуманитарной паузы в боевых действиях в секторе Газа. Однако потребовалось еще четыре дня дипломатических торгов и пятичасовая встреча лидеров за закрытыми дверями, чтобы достичь единогласия по формулировке. Лидеры ЕС в конечном итоге согласились с необходимостью гуманитарных пауз.
«Базовый консенсус» был далёк от цели. В то время как Испания добивалась полного прекращения огня, такие страны, как Германия, Австрия и Чехия, хотели избежать любых формулировок, которые могли бы ущемить право Израиля на самооборону. Дипломатическому подразделению ЕС пришлось объяснить государствам-членам, почему Боррель объявил о наличии консенсуса среди стран ЕС, хотя это было не так, заявили несколько дипломатов ЕС.
Представитель ЕС заявил, что Боррель четко заявил после встречи министров иностранных дел, «что многие позиции были озвучены в зале во время первой дискуссии между 27 государствами-членами о гуманитарной паузе, и подавляющее большинство было за нее».
Всего через день после того, как лидеры ЕС на саммите Европейского совета согласились с необходимостью «гуманитарных коридоров и пауз», Боррель в соцесетях раскритиковал ситуацию в Газе, заявив, что она «противоречит международному гуманитарному праву» и призвал к «паузе» военных действий», чтобы обеспечить гуманитарный доступ.
Главный дипломат ЕС использовал слово «пауза» в единственном числе, несмотря на то, что страны ЕС не используют это слово, поскольку оно может быть истолковано как призыв к более длительному прекращению огня. Лидеры ЕС специально использовали «паузы» во множественном числе.
Министр иностранных дел Австрии Александр Шалленберг отреагировал одним из первых, подчеркнув, что «необходимо придерживаться позиций» Европейского совета, и отметив Борреля в своем твите.
«Я чувствовал себя обязанным публично напомнить о совместно разработанной позиции ЕС», — сказал Шалленберг POLITICO, чтобы объяснить свою реакцию.
Выход Борреля за рамки того, о чем договорились страны ЕС, способствовал возникновению ощущения, что ЕС разделен по этому конфликту, сказал Луиджи Скацциери из Центра европейских реформ, аналитического центра.
Главу Европейской комиссии Урсулу фон дер Ляйен обвиняют в том, что она занимает произраильскую позицию, а Борреля считают придерживающимся более пропалестинской точки зрения.
Боррель, испанский социалист, даже раскритиковал фон дер Ляйена, за то, что она не полностью следовала решениям государств-членов ЕС, отвечающих за внешнюю политику блока, по Ближнему Востоку. Внешняя политика определяется не Комиссией, а «политическим решением высокого уровня Совета Европейского Союза под председательством президента [Шарля] Мишеля и министров Совета иностранных дел под моим председательством», — прокомментировал он визит фон дер Ляйен в Израиль.
Хотя фон дер Ляйен подверглась критике за свою позицию, Боррель не удостоился такого же внимания. Не потому ли, что он уже допускал оплошности?
«Это Боррель», — сказал, пожав плечами, один чиновник ЕС. «Это не первый и не последний раз».
Это конечно не первый раз.
Например, в начале российского вторжения на Украину он объявил, что «мы собираемся поставлять… даже истребители» Киеву, чего на тот момент не было.
Похожая репутация у Борреля была и в испанской политике, где он был известен тем, что высказывал собственное мнение, даже когда оно было далеко не дипломатическим. Например, в 2019 году из Москвы поступили жалобы после того, как он публично назвал Россию «нашим старым врагом». Склонность политика-ветерана делать сомнительные спонтанные заявления привела к тому, что многие в Мадриде интерпретировали его назначение на нынешний пост в Брюсселе как наказание, а не награду.