Военный ответ Израиля на нападение ХАМАСа вызвал широкое международное возмущение, которое на этой неделе выразилось в резолюции Совета Безопасности ООН, призывающей к «срочным и продленным гуманитарным паузам и коридорам» в секторе Газа на «достаточное количество» дней, чтобы обеспечить полный, быстрый, безопасный и беспрепятственный доступ для учреждений ООН и их партнеров, пишет El Pais.
Резолюция является обязательной; однако ничто не гарантирует, что это произойдет. Сейчас, как и ранее в прошлом – когда, например, Израиль был призван прекратить колонизацию палестинских территорий – международное сообщество не навязывает свою волю израильскому государству. Почему?
Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил в пятницу в Рамалле (Западный Берег), что то, что сейчас происходит в Газе, «является следствием политического и морального провала международного сообщества», которое на протяжении десятилетий теоретически поддерживала решение о создании двух государств, не делая «того, что должно было сделать», чтобы сделать его «реальностью». Боррель настаивал на том, что из-за этой неудачи «израильский и палестинский народы платят высокую цену».
С этой точки зрения, Соединенные Штаты несут соответствующую долю ответственности за коллективный провал, упомянутый Боррелем. Поддержка и защита Вашингтона — единственного игрока, имеющего реальное влияние на Израиль, учитывая фундаментальную военную поддержку, которую он оказывает, а также право вето в Совете Безопасности — являются важным ключом к пониманию возможностей Израиля для действий. Европейские страны также несут ответственность, но в меньшей степени из-за их меньшей способности влиять на Израиль.
Позиция такой гегемонистской силы, как США, и институциональная структура ООН, которая не позволяет ей быть эффективной в вопросах безопасности, если не существует консенсуса среди ее членов, объясняют, почему, хотя значительное большинство в Генеральной Ассамблее или даже в СБ ООН Совет осудило действия Израиля, эта политическая воля не имела никаких реальных последствий. Вашингтон временами допускал принятие резолюций, которые были неудобны для его союзника, но он никогда не оказывал и не допускал существенного давления для полного достижения определенных целей, будь то гуманитарные паузы, прекращение колонизации или создание Палестинского государства.
В ходе нынешнего кризиса Израиль подвергся варварскому нападению со стороны Хамаса, что дало ему право на самооборону. То, как это осуществляется, причиняет огромные человеческие страдания посредством тактики коллективного наказания, которую многие эксперты считают военными преступлениями. Несмотря на международное давление, Израиль продолжает массированные бомбардировки и блокаду сектора Газа. Этот эпизод является лишь последним в долгой истории эксцессов и злоупотреблений Израиля в его законных попытках гарантировать свою безопасность.
Историю Государства Израиль невозможно понять без активной поддержки Соединенных Штатов, которые десятилетиями поддерживали и защищали еврейское государство.
Это не значит, что в их отношениях не было взлетов и падений. Хотя США бесчисленное количество раз блокировали инициативы ООН, направленные против Израиля, используя свое право вето, они также в ряде важных обстоятельств — из-за раздражения — подвели своего союзника. Известным примером может служить резолюция 2334 2016 года, которую администрация Барака Обамы пропустила и которая нанесла огромный удар по израильской колонизации. Принятая на этой неделе резолюция, которую США пропустили и которая даже не включает осуждение нападения ХАМАС, является еще одним сильным критическим сигналом. Во многих других ситуациях США на двусторонней основе или даже публично выражали свое недовольство определенной политикой Израиля, и нет никаких сомнений в том, что неочевидное давление США привело к значительным результатам в регионе в новейшей истории.
На протяжении десятилетий поддержка Вашингтона была огромной по количеству и качеству, что сделало Израиль такой мощной военной державой в регионе, какой он и является. По оценкам, общая сумма военной помощи Израиля налогоплательщиками США превышает 300 миллиардов долларов с поправкой на инфляцию.
США проводят активную политику, направленную на то, чтобы гарантировать, что Израиль всегда будет иметь качественное преимущество над своими противниками. Так, например, Израиль был первой страной, получившей истребители F-35 американского производства, самые передовые в мире, США помогли финансировать и производить системы ПВО «Железный купол».
Представить, что США поддержат инициативу ООН по санкциям за незаконную колонизацию, практически невозможно. Но что бы произошло, если бы поставка F-35 и критически важных частей для «Железного купола» была обусловлена замораживанием колонизации или согласием на гуманитарную паузу в нынешнем конфликте в Газе?
Хотя ответственность США заслуживает приоритетного рассмотрения в коллективном провале, о котором говорит Боррель, Европа также имеет значительную долю.
ЕС не является геополитической или военной державой, и в этом смысле ему не хватает важных рычагов влияния. Однако ЕС является торговым партнером номер один для Израиля.
Однако ЕС затрудняется сформулировать общие позиции по этому вопросу. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН в конце октября, также призывающая к гуманитарному перемирию, принятая 120 голосами за, 45 воздержавшимися и 14 против, включая Израиль и США, является хорошей иллюстрацией этой разобщенности: некоторые страны ЕС выступили за, некоторые были против, другие воздержались.
В частности, нацистское прошлое Германии парализует ведущую европейскую державу в этом вопросе. Сотрудничество с нацистской Германией продолжает давить на Италию. А Франция, вторая по величине держава ЕС, является домом для крупнейшей еврейской общины Европы.
Россия развивала все более тесные отношения с Израилем за два десятилетия пребывания Владимира Путина у власти. Хотя Россия никогда не имела такого влияния, как западные державы, эта политика сближения с Израилем в любом случае препятствовала ощутимым шагам. Ситуация меняется по мере совершенствования отношений между Москвой и Тегераном. Время покажет, какими будут последствия.
Бессилие ООН
Эта основополагающая политическая реальность оказывает серьезное влияние на способность Организации Объединенных Наций претворять политические заявленияв реальность на местах.
У ООН есть инструменты, позволяющие придавать своим решениям исполнительный характер и влиять на реальный ход событий, например, развертывание миротворческих миссий (или введение санкций, которые, хотя и с ограниченной эффективностью, представляют собой мощный инструмент давления.
Более того, ООН воплотила в выводах Всемирного саммита 2005 года концепцию «ответственности по защите», согласно которой (статья 138) каждое государство несет ответственность за защиту своего населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности.
Этот принцип неоднократно применялся в ходе прошлых международных кризисов (например, в Ливии). Некоторые эксперты считают, что в конфликте в Газе это неприменимо, поскольку оно относится к обязанности государств защищать свое население, а жители Газы не попадают в эту категорию по отношению к Израилю. Но другие полагают, что, поскольку ООН считает сектор Газа оккупированным Израилем, страна несет ответственность за проживающее там население.
В любом случае, так или иначе, любые действия исполнительной власти требуют политической воли, которой никогда не было, особенно с учетом железной защиты, которую США предоставили своему союзнику в Совете Безопасности.
Израильско-палестинский конфликт представляет собой конфликт огромной сложности, который порождает противоречивые политические суждения. Израиль, как оккупирующая держава, несет особую ответственность. Будучи демократической страной, она должна иметь моральные стандарты, которых нельзя ожидать от такой организации, как ХАМАС.
Между тем, реальность такова, что действия Израиля, независимо от того, считаются ли они оправданными или нет, стали возможны только благодаря активной поддержке державы-гегемона — Соединенных Штатов — и исполнительной недееспособности ООН, во многом обусловленной этой поддержкой.