Для Азербайджана является рискованным процесс захвата Мегри или Сюника силой. Об этом заявил в интервью армянской службе радиостанции «Свобода» ведущий исследователь Фонда Карнеги, эксперт по карабахскому вопросу Томас де Ваал.
В ответ на замечание о том, что, хотя Азербайджан старается меньше говорить о «Западном Азербайджане» и «Зангезурском коридоре», он все же сохраняет свои амбиции в отношении коридора, который соединит Азербайджан с Нахиджеваном через территорию Армении, Томас де Ваал заявил: «Думаю, что все еще возможно. Азербайджан пока силен. Армения все еще слабая. Так что все возможно. Прежде всего в этом нестабильном мире мы должны быть готовы предвидеть непредсказуемое.
Одновременно считаю, что для Азербайджана является рискованным процесс захвата Мегри или Сюника силой. Это международно признанная суверенная территория Армении. Если взять силой, то получится, что вы ведете себя как Россия на Украине. Кроме того, если вы хотите построить железную дорогу и хотите получить международную поддержку по данной части, то вам не следует захватывать территорию. Вы не можете заставить Всемирный банк и других людей сотрудничать с вами в деле строительства железной дороги. Я предполагаю, что это стратегия принуждения, когда в отношении Армении применяется тактика принуждения – попытка заставить ее принять эту железную дорогу на условиях Азербайджана.
И, конечно, используется российская карта, поскольку тут имеется совпадение интересов с Россией. Мы помним соглашение от ноября 2020 года, которое, по сути, не действует, но одним из его элементов является то, что ФСБ России должна охранять данный маршрут. Я дважды разговаривал с азербайджанскими должностными лицами.
«Почему вы это поддерживаете?», – спросил я их. Они ответили, что это самый лучший вариант. Таким образом, Россия и Азербайджан четко договорились по этому вопросу. А Армении сложно, поскольку русские уже там, у них на месте уже есть пограничные войска. Поэтому я меньше ожидаю полномасштабного вторжения и больше ожидаю давления на Армению, чтобы она приняла это. И я думаю, что вопрос к западным партнерам РА заключается в том, что они могут сделать? Могут ли они предложить Армении что-то взамен – альтернативную стратегию, согласно которой эта дорога будет построена, и она станет международной, а не только азербайджано-российской?».