Анкара сосредоточилась на наращивании влияния на Ближнем Востоке, в Северной Африке, на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Об этом говорится в аналитическом материале экспертов ОДКБ о текущей ситуации в Турции и вокруг нее.
Эксперты Организации напомнили, что в эти дни в Турции отмечается годовщина произошедшего в 2023 году землетрясения, унесшего более 50 тыс жизней, для преодоления последствий которого в течение 5 ближайших лет необходимо потратить порядка 150 млрд долл.
Отмечается, что внутриполитическая ситуация в стране остается достаточно стабильной, при этом страна сталкивается со значительными экономическими сложностями. В частности, по итогам минувшего года уровень инфляции составил 65%.
“Важные трансформации происходят в сфере турецкой внешней политики. В середине 2000-х годов, фактически, смирившись с невозможностью вступления в Европейский союз в обозримом будущем, Анкара сосредоточилась на наращивании влияния на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Южном Кавказе и в Центральной Азии. Реализация этого направления внешней политики выражается, в частности, в значительной военной и политической поддержке протурецких сил, действующих, прежде всего, в соседних Сирии и Ираке, противодействии курдским силам в этих странах, укреплении связей с Азербайджаном и стремлении к расширению влияния в Центральной Азии”, – говорится в аналитическом материале.
Констатируется, что Турция активно выступает в поддержку палестинцев в продолжающемся конфликте с Израилем. Несмотря на это, Тель-Авив остается одним из важных экономических партнеров Анкары.
“В Центральной Азии Турция сталкивается с серьезной политической и экономической конкуренцией в лице Китая и России. Тем не менее, ее присутствие в регионе расширяется, о чем свидетельствует, в частности, информация о недавней успешной посреднической миссии глава МИД Турции Хакана Фидана, выступившего в качестве посредника на переговорах представителей Кыргызстана и Таджикистана. Результатом стало значительное продвижение переговорного процесса, в том числе согласование очередного участка межгосударственной границы.
Серьезного внимания заслуживают отношения Анкары и с другими государствами – членами ОДКБ. Контакты с Россией содержат как элементы тесного взаимодействия, так и конкуренции. Проблемные вопросы связаны, главным образом, с противоречиями по Сирии, где Анкара и Москва поддерживают разные стороны конфликта. На этом фоне достаточно успешно развивается экономическое сотрудничество (Турция отказалась присоединиться к западным санкциям). В недавнем прошлом стороны активно взаимодействовали в рамках т.н. «зерновой сделки».
Большие ожидания сохраняются от предстоящего визита президента России Владимира Путина в Анкару (согласно последней информации, он запланирован на начало мая). Как ожидается, центральной темой будет взаимодействие в газовой сфере. При этом есть пункты, по которым стороны далеки от взаимопонимания. В частности, они расходятся в оценках ситуации на Украине и вокруг нее. Более того, турецкая компания приступила к строительству недалеко от Киева завода, выпускающего БПЛА Байрактар для ВС Украины.
По кавказской проблематике Турция традиционно выступает с единых позиций с Азербайджаном. Граница с Арменией по-прежнему закрыта, Анкара настаивает на урегулировании армяно-азербайджанского конфликта на условиях Баку”, – далее говорится в статье.
Вместе с тем подчеркивается, что раздражающие факторы сохраняются в отношениях Турции с Европой и США. Так, турецкое руководство недовольно поддержкой ими действий Израиля в Газе, а также неоправданно жесткими, по его мнению, действиями против йеменских хуситов, действующих в проливе Баб-эль-Мандеб.
“Дополнительную нервозность в эти отношения вносила позиция Анкары относительно приема в НАТО Швеции, от которой Турция требовала внести изменения в ряд законов, препятствовавших выдаче иностранным государствам лиц, обвиняемых в совершении преступлений (речь шла о проживающих в Швеции курдских активистах), а также покупка турецкой стороной российской зенитной системы С-400, против чего возражали в Вашингтоне. Особенность ситуации в том, что уступками Турции по этим двум пунктам было обусловлено получение ею от США разрешения на покупку модернизированных истребителей Ф-16, а также новейших истребителей Ф-35. В настоящее время компромисс найден только по вопросу о расширении Альянса – добившись определенных уступок от Стокгольма, Анкара дала согласие на его присоединение к НАТО”, – подытожили в ОДКБ.