Мнение: Отношения Парижа и Еревана в последнее время являются раздражителем для Москвы и Баку

Отношения Парижа и Еревана в последнее время являются раздражителем для двух государств, как минимум. Так прокомментировал визит главы МИД Франции Стефана Сежурне в Армению российский политолог Сергей Маркедонов.

Эксперт констатировал, что Сежурне в скором времени покинет свой пост и станет еврокомиссаром, однако не исключил, что к армянскому направлению ему еще предстоит вернуться.

“Отношения Парижа и Еревана в последнее время являются раздражителем для двух государств, как минимум. Москва видит в них попытку Франции компенсировать свои неудачи в Африке усилением влияния на постсоветском пространстве. Не только в Армении, к слову сказать. После Еревана вторым пунктом в “прощальном турне” месье Сежурне значится Кишинев. Помимо этого Франция вместе с ЕС, США и НАТО рассматривается, как наиболее активный представитель “политического Запада” в продвижении плана армяно-азербайджанского мирного урегулирования, нацеленного на минимизацию влияния РФ в Закавказье.

В Баку же любые попытки Еревана выстроить некие “альянсы-убежища” (хоть с Москвой, хоть с Парижем, хоть с Тегераном) трактуются, как попытки (пускай и латентные), если не военно-политического реванша, то коррекции выгодного для Азербайджана статус-кво”, – считает Маркедонов.

Однако он уверен, что визит Сежурне не стоит рассматривать исключительно в контексте геополитических фобий Москвы и Баку (хотя для таковых имеются и вполне рациональные основания).

“Месье уходящий министр-будущий еврокомиссар прибыл в Ереван на фоне недавно стартовавшей кампании по сбору голосов в поддержку армянского членства в Евросоюзе. Тема не новая.  В июне в парламенте Армении прошли слушания о целесообразности проведения референдума по вопросу о заявке республики на вступление в “единую Европу”. Инициаторами этой акции стали представители т.н. “Платформы демократических сил” (Арман Бабаджанян, Арам Саркисян, Тигран Хзмалян). Младшие партнеры премьера Пашиняна, озучивающие в паблике многие его сомнения и потаенные мысли, для которых пока что не пришло время. Сам глава кабмина 1 июля заявил, что проведение в Армении референдума о членстве в Евросоюзе вызовет вопросы, на которые нет ответа. Таким образом, программа-максимум была отложена.

Но на второй день пребывания Сежурне в Ереване стартовала программма-минимум – кампания по сбору подписей за членство Армении в ЕС. Ее полпредом стал Артак Зейналян (занимал некоторое время пост министра юстиции). И если сборщики к 14 ноября пройдут уровень в 50 тысяч подписей (сложная, но совсем не нулевая задача), то инициатива будет представлена в Национальное собрание республики. Если народные избранники не одобрят законопроект, то начнется новый сбор подписей для вынесения инициативы на всенародный референдум. Для этого потребуются 300 тысяч подписей. Но могут же и поддержать!”, – добавил политолог.

По словам эксперта, де-факто получилось, что высокий визитер своим появлением в Ереване одобрил кампанию по продвижению европейской инициативы.

При этом он не исключает, что кампания получит определенную поддержку и пойдет дальше. “В любом случае то, о чем в свое время в резонансном интервью для “TRT World” говорил глава МИД Армении Арарат Мирзоян, уже свершилось. Тема евроинтеграции введена в официальный политический дискурс республики. Не как маргинальный сюжет, а один из ключевых вопросов”, – констатировал Маркедонов.

Вместе с тем эксперт уверен, что продвижение европейской повестки и ее закрепление де-юре автоматом вызовет жесткую реакцию Москвы, а возможно и Баку, однако без особых возражений Анкары. “Новый вопрос, как далеко и куда заведет такая жесткость. Ирану интересна Армения, как партнер, но помогать ее “европеизации” он не станет. Да и горящий Ближний Восток не даст применить на кавказском направлении весь имеющийся арсенал сил и средств. Поможет ли ЕС? Вопрос риторический! Хотя месье Сежурне попытался дать на него свой ответ, рассказав в ходе ереванского визита о России как препятствии на пути Армении к демократии. Создание проблем для РФ на Кавказе не ради армянских национальных интересов, а инструментально ради укрепления “политического Запада” в регионе – вот самая очевидная на сегодня европерспектива. И не только для истеблишмента Армении, а для всех ее граждан!”, – считает Маркедонов, передает АрмИнфо.