СНГ – это не акционерное общество, где по итогам года считают дивиденды, это страновое объединение. А вторая ипостась СНГ — это пространство, которое надо каким-то образом именовать. Об этом заявил депутат Государственной Думы России от Сочинского округа, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с общественностью Константин Затулин в программе “Большая игра”.
Депутат отметил, что страны СНГ не закрывают себе, как известно, путей и возможностей для того, чтобы взаимодействовать с другими государствами, по-другому быть не может. Многие из них оказываются под влиянием — тем или иным.
“Сегодня за пространство СНГ ведется конкурентная борьба. Что касается коварного Запада, это само по себе очевидно. Лидеры Запада периодически объезжают страны СНГ. Вот недавно был Шольц, до этого был Кэмерон, бывший уже министр иностранных дел, Блинкен в Средней Азии и Закавказье. Но есть и те страны, которые с нами в неплохих отношениях, и, тем не менее, у них есть, собственно, интересы здесь. Это Турция с ее тюркским миром, это Китай с его “один пояс, один путь” и так далее. То есть нам приходится в этой обстановке конкурировать с другими интеграционными проектами, с другими интеграционными центрами”, – добавил Затулин.
По его словам, интерес России состоит в том, чтобы центром притяжения в интеграционных проектах оставалась Москва, а не даже самые лучшие ее друзья в Пекине или в Анкаре, уж не говоря о Вашингтоне и Брюсселе.
“Вот на это направлены усилия. При этом мы понимаем, что мы не можем никому запретить. Но есть в разной степени лояльность общему духу. Вот даже среди тех, кто собрался здесь. Здесь были те руководители стран, которые входят в более тесные интеграционные объединения, такие как Евразийский экономический союз, Организация договора коллективной безопасности. И были те, кто пока, или с тех пор, как распался Советский Союз, так и не собрались к более тесной интеграции. Это, например, Туркмения или, допустим, Азербайджан. Они не состоят ни в ЕАЭС, ни в ОДКБ. Есть уже и внутри ОДКБ Армения, которая официально заморозила своё членство в Организации договора коллективной безопасности. А сам господин Пашинян, премьер, — который сегодня стоял на фотографировании между Лукашенко и Алиевым, — на самом деле, очевидно, переориентирует внешнюю политику и политику безопасности своей страны на Запад”, – заметил политик.
При этом он заметил, что Пашинян собирается отказываться от преимуществ торговли в рамках СНГ, потому что пребывание в Содружестве даёт Армении существенные преимущества, связанные с ростом ВВП, связанные с ростом товарооборота.
“Тем не менее, хочу заметить, сегодня Армения отказалась подписать документ, осуждающей санкционное давление, в отличие от других. Два документа, подготовленных к подписанию, сегодня они не подписали. Что лишний раз мне говорит о том, что “друзья друзьями, но табачок врозь” с некоторыми из этих государств в силу того, что они избрали вот именно такой путь в сегодняшней обстановке”, – отметил Затулин.
При этом он не посчитал преувеличением утверждения, что Пашинян идет по пути всё большего отдаления не только от Москвы, но и в общем-то от основной массы членов СНГ.
“Нет, это не преувеличение вовсе. На самом деле господин Пашинян, — надо отдать должное его последовательности, — и до того, как он стал таким выдающимся политическим деятелем, премьер-министром Армении, не скрывал своих взглядов. Он тогда, правда, в одиночестве, требовал демонтировать российское военное присутствие в Армении, выйти из ОДКБ, порвать с России и так далее. Это было в 90-е годы, в начале 2000-х. Потом, короткое время, когда он пришел вот таким экзотическим образом, с помощью толпы, в руководители армянского государства, ему пришлось какое-то время вынуждено славословить и Россию, и отношения с ней. В ходе войны, которую он накликал в 2020 году, и в которой он провалил все, что возможно, он тоже вынужден был какое-то время делать вид, что с Россией он собирается в чем-то договариваться. Сейчас он в этом отношении совершенно свободен в своих суждениях. Он возлагает на Россию, ОДКБ, всю ответственность за собственные провалы. При этом, как видим, он из всякого рода восточных тактических соображений приезжает в Россию. Здесь выражает заинтересованность в углублении отношений, и в то же самое время не скрывает своё желание быть поближе к НАТО, быть поближе к Европейскому Союзу и так далее”, – сказал российский депутат.