Думаю, что визит секретаря Совета безопасности Ирана Али Акбара Ахмадиана в Баку и Ереван следует рассматривать на фоне событий, происшедших на Ближнем Востоке за последний месяц, и прогнозов, связанных с резким усилением эскалации на Южном Кавказе, вплоть до войны. Об этом заявил в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.amглавный редактор издаваемой в Тегеране армянской ежедневной газеты «Алик» Арам Шахназарян.
«Естественно, Иран, у которого сейчас серьезные проблемы на Ближнем Востоке, он потерял Сирию, позиции в Ливане сильно подорваны, а позиции в Ираке непрочные, не хочет, чтобы на непосредственной его границе появился новый источник эскалации. Официальный Тегеран пытается любой ценой предотвратить возможное военное противостояние», – пояснил Шахназарян.
Параллельно с этим, на его взгляд, существуют два важных вопроса: «На протяжении многих лет Иран пытался минимизировать угрозы безопасности, напрямую исходящие от Азербайджана, путем укрепления экономических отношений с ним. Вторым важным вопросом является исключение реализации так называемого «Зангезурского коридора», который также представляет непосредственную угрозу. Для национальной безопасности Ирана сохранение территориальной целостности и суверенитета Армении является общеизвестной красной линией. Иран пока не продемонстрировал никаких признаков того, что он пытается отказаться от этого».
На вопрос, сможет ли Тегеран, учитывая сложную ситуацию вокруг Ирана, сдержать Азербайджан, чтобы Алиев не принял решение о нападении на Сюник, главный редактор ответил: «Во-первых, мы, прежде всего, должны учесть тот факт, что команда, работающая с Трампом в сферах внешней политики и безопасности, совершенно отличается от команды, которая существовала в первый срок его президентства. Во-вторых, нельзя забывать, что за последние два года, и особенно в ходе предвыборной кампании и после своей победы, Трамп неоднократно заявлял, что намерен положить конец бессмысленным войнам, в которые прямо или косвенно вовлечены США, что это огромные расходы для Соединенных Штатов Америки. Еще одним важным обстоятельством является то, что в ходе предвыборной кампании и после нее Трамп два-три раза прямо или косвенно намекал, что не хочет идти на военную конфронтацию с Ираном и попытается решить вопросы в другой плоскости. Вряд ли после 20 января, когда Трамп вступит в должность президента, в ближайшие месяц-два будет проведена военная операция против Ирана. Не думаю, что подобное произойдет, по крайней мере, в обозримом будущем. Будет очень сложная шахматная игра между двумя сторонами».
Что касается предотвращения Ираном возможной военной агрессии Азербайджана Шахназарян признал: «К сожалению, на фоне событий на Ближнем Востоке приоритеты повестки безопасности Ирана несколько изменились. Ирану сейчас необходимо укреплять свои западные границы, поскольку он стремительно теряет стратегическую глубину и нуждается в укреплении своих непосредственных границ.
Это может отвлечь внимание от его западных границ, но то, что связано с «Зангезурским коридором», может представлять прямую угрозу безопасности ИРИ. Тем самым, Иран не только уступит свои региональные позиции, но и окажется в очень сложной ситуации. Туранская зона, которая будет сформирована вокруг него, отрежет Тегерану путь в Европу и Россию, и Иран окажется вне всех региональных проектов. Поэтому весьма вероятно, что в случае военной эскалации Тегеран отреагирует резко, хотя ничего нельзя сказать со 100% уверенностью. Здесь есть важное обстоятельство, о котором неоднократно упоминали иранские политические деятели, многое зависит и от желания властей Армении. То есть, если власти Армении не захотят обеспечить иранское вмешательство, то сдерживание данной угрозы посредством ИРИ будет ограниченным».