Интенсивная “европеизация”Армении вызывает явное недовольство Москвы, но не избавляет Ереван от прессинга со стороны “тюркского тандема”, а также не дает ощутимых социально-экономических выгод, которые есть уже “здесь и сейчас”в формате ЕАЭС. Подобного мнения придерживается российский политолог Сергей Маркедонов.
Касаясь решения правительства Армении направить в парламент проект “О начале вступления в Евросоюз”, российский эксперт заметил, что в Национальном собрании у Пашиняна и его сторонников большинство, что свидетельствует о том, что особых проблем с одобрением проекта не возникнет.
“Остается референдум. Но и здесь у правительства есть информационное и административное преимущество. Значит Армения сделала окончательный выбор в пользу Запада? Ушла из сферы влияния России”, – вопрошал Маркедонов, который уверен, что не стоит спешить с окончательными вердиктами.
В качестве наглядного доказательства своих слов он привел соседа Армении – Грузию.
При этом эксперт считает, что и здесь дело вовсе не в том, что Тбилиси взял курс на Москву и Пекин.
“Темп евроинтеграции замедлен, по сути мы видим “заморозку” грузинской евроинтеграционной динамики. Рискну предположить, что случить вдруг “украинская ничья” или произойди деэскалация конфликта между Москвой и Киевом, значимость соседней с РФ державы для “единой Европы” резко упадет, а число претензий по части нереформируемости и коррупции возрастет”, – продолжил политолог.
Вместе с тем он заметил, что согласно обоснованию правительства Армении, одобрение инициативы о евроинтеграции “позволит сделать ожидания граждан [республики] относительно того, что она станет полноправным членом Европейского союза, более реалистичными”.
“Но так ли это? Евроинтеграция – движение двунаправленное. Далеко не факт, что устремления Брюсселя относительно Армении распространяются дальше планов по минимизации российского влияния в Евразии. И ведь Ереван по сравнению с Тбилиси значительно уступает по части евро-стандартизации законодательства, экономики. Многое надо наверстывать”, – заметил Маркедонов.
Он также подчеркнул, что со слов Никола Пашиняна принятие законопроекта “не означает членства Армении в Евросоюзе в прямом смысле этого слова”.
“Для такого вывода имеются очевидные резоны. В настоящее время республика состоит в ЕАЭС, но в отличие от ОДКБ, к этой структуре у Еревана нет особых претензий. Но членство в ЕС предполагает отказ от евразийской интеграции, которая приносит Армении выгоды, если уж гарантиями безопасности со стороны традиционных союзников она недовольна. Непраздный вопрос, как решать эту дилемму.
Допустим, на референдуме граждане Армении поддержат инициативу правительства. Но это не откроет автоматически членство в ЕС, как не открыл Грузии двери в НАТО референдум 2008 года, на котором подавляющее большинство избирателей проголосовало за “евро-атлантическую мечту”. Через день после обнародования решения армянского правительства представитель ЕС по внешней политике и безопасности Кая Каллас заявила о необходимости продлить мандат Гражданской миссии в Армении (EUMA) на границе с Азербайджаном еще на два года. Но так ли эффективна ее работа? Какие реальные гарантии она дает?
Вопросов здесь больше чем ответов. Пока мы видим, что интенсивная “европеизация” Армении вызывает явное недовольство Москвы, но не избавляет Ереван от прессинга со стороны “тюркского тандема”, а также не дает ощутимых социально-экономических выгод, которые есть уже “здесь и сейчас” в формате ЕАЭС”, – резюмировал российский эксперт, передает АрмИнфо.