Хотя Иран и вытеснен из Сирии, как ревизионистское государство, он продолжит бросать вызов стратегии США в Западной Азии. Между тем, Авраамские соглашения между Израилем и умеренными суннитскими арабскими государствами, хотя и являются жизненно важным и необходимым компонентом региональной структуры безопасности, сами по себе недостаточны. Администрации Трампа необходимо будет сплотить друзей и союзников для достижения своей цели мира посредством силы. В этом контексте стратегическое партнерство между Израилем и Азербайджаном может быть полезным не только для Ближнего Востока, но и для более широких стратегических приоритетов Америки в Евразии, пишет The National Interest.
Чтобы решить свою недавнюю значительную стратегическую потерю в Сирии, а также на всем Ближнем Востоке, Иран в течение последнего месяца активно выстраивал отношения с Россией и Пакистаном. Действия Ирана, особенно его растущие связи с Россией, обязывают Белый дом Трампа мыслить нестандартно. И не нужно слишком далеко ходить, чтобы признать роль, которую может сыграть Азербайджан. Это страна с мусульманским большинством и значительной границей с Ираном. Она отделяет Иран от России, которая активно развивает торговый коридор с севера на юг. Порт Баку также является крупными торговыми воротами для торговли с Востока на Запад из Центральной Азии.
После победы над Арменией в карабахской войне 2020 года Азербайджан все больше рассматривает себя как растущую среднюю державу. Пока Баку все еще работает над достижением постконфликтного урегулирования с Ереваном, он утверждает свою стратегическую позицию. Он выстраивает более тесные связи со своими транскаспийскими соседями в Центральной Азии. Сбитие коммерческого авиалайнера российской системой ПВО в Рождество даже дало Баку рычаг для сопротивления своему агрессивному северному соседу, России, о чем свидетельствует необычно сильный язык, использованный президентом Ильхамом Алиевым в ответ на попытки Москвы отвлечься от своего соучастия в трагической катастрофе.
Даже на Ближнем Востоке Азербайджан играет ключевую роль на нескольких фронтах. У него были очень сложные двусторонние отношения с Ираном, но ему удалось избежать конфликта, обеспечивая свои интересы. Как светская шиитская страна, она подвергалась угрозе со стороны радикального шиитского исламизма, который Иран пытался экспортировать на протяжении десятилетий. В более геополитическом масштабе многолетний союз Ирана с Арменией был серьезной проблемой для Азербайджана.
Возможно, наиболее значительным участием на Ближнем Востоке являются тридцатилетние стратегические отношения Азербайджана с его ключевым союзником США, Израилем. Азербайджано-израильские отношения были сосредоточены на трех основных уровнях. Баку был жизненно важным источником энергетической безопасности Иерусалима. С другой стороны, Израиль был основным поставщиком военной техники. Разделяя общую угрозу со стороны экспансионистского Ирана, эти две страны поддерживали тесное партнерство, особенно в обмене разведданными, чтобы противостоять усилиям Исламской Республики по проецированию власти в регионе.
Ключевым моментом, который следует отметить, является то, что поставки нефти по трубопроводу в Израиль оставались бесперебойными на протяжении пятнадцатимесячной войны в Газе. Это отчасти связано с решением Турции противостоять общественному давлению изнутри. Однако усилия Азербайджана по формированию поведения своего союзника Турции невозможно переоценить. В противном случае правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана, особенно учитывая его идеологическую исламистскую ориентацию, может легко перейти к еще более жесткой антиизраильской позиции.
Вашингтон может использовать отношения Баку-Иерусалим для сдерживания иранских геополитических амбиций. Азербайджан может стать ключевым союзником, чтобы держать Иран под контролем и поддерживать важный канал связи с Турцией. Хотя Анкара все еще является союзником НАТО, она стремится утвердиться в качестве регионального игрока, и интересы США и Турции не всегда будут совпадать, несмотря на то, что в настоящее время наблюдается значительное совпадение интересов в отношении Ирана. Поэтому в интересах Америки развивать тесные отношения с азербайджанцами для поддержания баланса сил в более широком регионе, особенно с учетом того, что баланс Турции и арабских государств Персидского залива становится все более важным.
Также крайне важно, чтобы новая администрация Трампа также уделяла пристальное внимание развивающимся отношениям Азербайджана с Россией. Турция уже извлекает выгоду из своих тесных связей с Азербайджаном, чтобы расширить свое влияние в бассейнах как Черного, так и Каспийского морей. Для Соединенных Штатов еще важнее наладить более тесные связи с Азербайджаном, единственной страной в мире, которая граничит и с Россией, и с Ираном.