Открытие “Зангезурского коридора” отвечает интересам Франции, заинтересованной в уране Центральной Азии – эксперт

Открытие “Зангезурского коридора” отвечает интересам Франции, заинтересованной в уране Центральной Азии, считает политолог Ваге Давтян.

Эксперт напомнил, что 10 февраля в Елисейском дворце состоялась встреча президента Франции Эмманюэля Макрона и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. В этом ключе он обратил внимание, что это девятый по счету визит Пашиняна в Париж в статусе премьера. 

Далее он коснулся армяно-французского сотрудничества в оборонной сфере и обратил внимание, что первое соглашение о сотрудничестве в этой области Парижем и Ереваном было подписано в 2010 году.

“Осенью 2023 года между странами было подписано очередное соглашение, в рамках которого Франция поставила Армении партию бронеавтомобилей “Бастион”, а чуть позже – приборы ночного видения. Париж обязался поставить радиолокационные комплексы GM 200, а также ракеты ближнего радиуса действия Mistral. В июне 2024 года был подписан контракт на закупку Ереваном французских самоходных артиллерийских установок Caesar. В декабре 2024 года стороны утвердили программу оборонного сотрудничества на 2025 год, в которой особый акцент ставится на сфере оборонного планирования, военного образования, проведения учений”, – заметил он.

По убеждению эксперта, в основе такой стратегии Парижа находятся прежде всего транспортно-логистические интересы. Давтян напомнил, что Франция является одним из мировых лидеров в сфере атомной энергетики.

“Стабильные поставки ядерного топлива для Парижа – приоритет национальной энергетической безопасности. После военного переворота в Нигере в 2023 года Франция столкнулась с проблемами поставок урана. В условиях же спецоперации на Украине транспортные маршруты из Центральной Азии в Россию и дальше в Европу фактически оказались в парализованном состоянии. Единственным или же наиболее целесообразным альтернативным маршрутом выступает т. н. ”Срединный коридор” – Центральная Азия – Южный Кавказ (Грузия) – Турция – Европа”, – уверен эксперт.

Давтян отметил, что активизация военного сотрудничества с Арменией вписывается в стратегию Парижа по укреплению позиций на ключевом связующем звене международного коридора Восток – Запад – на Южном Кавказе.  Он считает, что в случае разблокирования транспортных коммуникаций в регионе и, в частности, открытия т. н. ”Зангезурского коридора” Армения автоматически может стать частью ”Срединного коридора”, обеспечивая его диверсификацию.

“Чем разнообразнее  возможные маршруты, тем выше безопасность перевозок урана для Парижа. В связи с этим вполне органично смотрится нарастающий интерес парижан к армянской железнодорожной системе, управляемой ”Российскими железными дорогами”. В июле 2021 года посол Франции в Армении Джонатан Лакот заявил об интересе своей страны в реализации внутреннего железнодорожного проекта Ереван – аэропорт’ ‘Звартноц” – Эчмиадзин – Армавир, а также не исключил рассмотрения проектов железных дорог регионального значения”, – продолжил эксперт.

Он также отметил, что в экономике дела обстоят куда более скромно. “В 2024 году внешнеторговый оборот между Арменией и Францией составил 158 млн долл. США, что на 10,7% меньше показателя предыдущего года. При этом среди стран ЕС Франция даже не лидирует в числе торговых партнеров Армении, уступая Германии, Италии, Нидерландами Бельгии”,  – резюмировал Давтян.