Возвращаясь к мирному договору между Арменией и Азербайджаном. Позиция Алиева в очередной раз поставила Пашиняна в глупое положение. Пашинян всячески рекламировал мирный договор, так гордился возможным подписанием, что Ереван отступил от своей позиции по двум несогласованным пунктам договора относительно взаимного отзыва исков из международных судебных инстанций и отсутствия третьих сил на границе.
СОГЛАСИВШИСЬ С ПОЗИЦИЕЙ БАКУ И ПО ЭТИМ ПУНКТАМ, ПАШИНЯН РАССЧИТЫВАЛ, что теперь Алиеву деваться некуда: надо договор подписывать. В Европе Пашиняна похвалили, назвав новые уступки «смелыми», хотя понятие «смелость» больше подходило бы к твердому отстаиванию своих позиций, а не к постоянным уступкам. Как бы то ни было, Пашинян заявил, что в Совбезе снова внимательно перечитали текст договора (они же постоянно учатся) и согласились на позицию Азербайджана.
Казалось бы, все, ан нет. Алиев заявил, что, хотя текст согласован, но Баку теперь ждет, когда Армения поменяет Конституцию так, как это угодно Азербайджану, и присоединения Армении к требованию Баку о расформировании МГ ОБСЕ. Пашинян пока хорохорится, но с последним требованием склонен согласиться, ну, когда еще немного подучится и как только… Азербайджан перестанет использовать риторику про «западный Азербайджан».
Оказавшись в очередной раз в глупом положении по причине «блестящей» дипломатии, в положении, когда Ереван уступает, а Баку выдвигает новые условия, сегодня Пашинян занят тем, что названивает в мировые столицы в надежде, что там подвигнут Алиева сжалиться над Пашиняном и договор с ним подписать.
Макрону Пашинян позвонил для приличия. На позицию Баку Париж повлиять не может, но позвонить было надо, чтобы Макрон не обиделся (Путину Пашинян позвонил, а ему нет).
Путину Пашинян пообещал, что обязательно приедет в Москву на празднование 9-го мая и очень рассчитывает на поддержку Москвы в вопросе мирного договора. Рассчитывает на поддержку Москвы даже с учетом определенного похолодания в российско-азербайджанских отношениях.
Чего не сделаешь ради дорогого Никола Воваевича? И вот Путин звонит Алиеву, не один звонит, а вместе с лидерами Беларуси и Таджикистана. Втроем звонят из Москвы в Баку, и растроганный Алиев обещает, что 9 мая тоже приедет в Москву. Не исключено, что там, всем постсоветским миром, призовут Алиева подписать мирный договор.
Пашинян позвонил и президенту Ирана – союзнику Еревана в вопросе территориальной целостности Армении. Тегеран отреагировал, МИД Ирана в очередной раз приветствовал завершение переговоров по согласованию проекта «Соглашения об установлении мира и межгосударственных отношений между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой» и выразил надежду, что в ближайшем будущем станет возможным подписание этого документа, что внесет вклад в региональную стабильность и мир.
В Вашингтон Пашинян не позвонил, но только потому, что знал: Трамп трубку не возьмет, ему не до Пашиняна. Но Вашингтон полностью в теме. В минувшую пятницу Баку посетил специальный представитель Трампа Стив Уиткофф, после чего уже советник Трампа на безопасности Майк Уолтц заявил, что провел беседу с советником Алиева Хикметов Гаджиевым: «Я сказал ему, что мы должны завершить это мирное соглашение сейчас, освободить заключенных и работать сообща, чтобы сделать регион более безопасным и процветающим».
ВСЕМ МИРОМ УГОВАРИВАЮТ АЛИЕВА ПОДПИСАТЬ БУМАЖКУ, ВЫГОДНУЮ АЗЕРБАЙДЖАНУ. 17 пунктов согласованного текста договора направлены на удовлетворение запросов Баку, «мирный договор» закрывает страницу Арцаха, возможность добиваться справедливости в международных инстанциях, таким образом де-факто оправдывая все действия Баку: и развязывание 44-дневной войны, и блокаду Арцаха и этническую чистку армянского края.
Почему, к примеру, в тексте договора нет ничего об освобождении всех удерживаемых лиц, что было прописано в Трехстороннем заявлении от 9.11.2020? Ереван пытается аргументировать, что в тексте договора пункты, одинаково обязательные для обеих сторон. Дескать, в Армении удерживаемых лиц нет, потому такое положение не удалось включить в текст.
Однако в тексте мирного договора есть пункт об отсутствии третьих сил на границе, хотя в прикладном смысле это положение касается только Армении, точнее присутствия евронаблюдателей, так как на азербайджанской стороне последних нет. Более того, больше всего этот пункт выгоден… Анкаре, поскольку в дальнейшем встанет вопрос о заключении подобного договора между Арменией и Турцией. И тогда у Анкары будет веский аргумент требовать, чтобы такой же пункт о выводе сил третьих стран с границы содержался и в армяно-турецком договоре. Понятно, касаться это будет пограничных войск ФСБ России.
Если в текст мирного договора включены положения, одинаково обязательные для двух сторон, то почему там ничего нет про разблокировку всех транспортных коммуникаций? Простое и логичное взаимное обязательство, которое присутствовало практически во всех предложениях международных посредников, начиная от Минской группы, заканчивая Трехсторонним заявлением. Но в 17 пунктов текста мирного договора это положение не вошло, потому как больше отвечает интересам Армении, зажатой в тисках между Турцией и Азербайджаном.
Вот такой договор намерен подсунуть Армении Пашинян, в качестве большего успеха, ради этого он идет на «смелые уступки». По сути, текст договора – свидетельство несостоятельности армянской дипломатии, поскольку выгоден он Баку, а скорейшее подписание лоббирует Ереван…
P.S. Не говоря уже про пункт о противодействии «реваншизму». То есть, если после подписания договора, какая-либо политическая сила заявит, что Арцах никогда не был частью независимого Азербайджана, для Пашиняна это будет прекрасным поводом эту политическую силу запретить. АРФ “Дашнакцутюн” – приготовиться. Источник: Голос Армении, Рубен Маргарян