16 февраля в Армении завершился первый важный этап предвыборной кампании – участники предстоящих парламентских выборов представили в ЦИК республики списки кандидатов в депутаты по пропорциональной системе от избирательных блоков и партий. Кроме того, блоки и партии представили списки своих кандидатов, которые будут баллотироваться по рейтинговым спискам в 13 округах (из которых четыре в столице, а остальные – в марзах/областях). Каждый блок и партия имели возможность представить своих кандидатов в депутаты по квотам национальных меньшинств (в основном это езиды, русские и другие славяне, курды, ассирийцы, греки и евреи), и большинство воспользовались этим правом. Согласно действующему законодательству, не менее ¼ от всех кандидатов в пропорциональных списках должны составлять женщины и не менее чем два кандидата от прекрасного пола – в каждой «десятке» списка.
Как сообщили официальные источники, в ЦИК поступили документы от девяти субъектов избирательной кампании. Это избирательные блоки «Елк» («Выход»), «Блок Царукяна», блок «Оганян – Раффи – Осканян», блок «Армянский национальный конгресс – Народная партия Армении». Помимо них, отдельные списки представили правящая Республиканская партия Армении (РПА) и ее младший партнер по правящей коалиции – «традиционная» армянская партия «Армянская революционная федерация – Дашнакцутюн», партия «Армянское возрождение» (бывшая «Оринацеркир»/«Страна законности»), партия «Свободные демократы» и – неожиданно для многих – Компартия Армении.
Почему неожиданно? Потому что компартия в последние 10-12 лет не проявляла никакой политической активности и её позиция по многим волнующим общество вопросам остаётся малоизвестной. Это несмотря на то, что армянские коммунисты принимали участие во всех парламентских выборах. Кроме того, неожиданностью стало и то обстоятельство, что компартия смогла внести залог в 10 млн драм (примерно в 20 тыс. долларов США). Все как-то стали подзабывать о том, что в стране вообще существует компартия. Отрадной новостью стало то, что её новое руководство во главе с Тачатом Саркисяном сумело объединить все ранее отколовшиеся от партии структуры, и, таким образом, армянские коммунисты идут на выборы единым избирательным списком.
Ранее «Ритм Евразии» уже сообщал о возможности формирования в Армении прозападных предвыборных колонн. Действительность в некотором смысле даже превзошла предположения, высказанные еще в конце прошлого года, т.к. в выборах примут участие целых три прозападные политические колонны.
Кто же они? Прежде всего, это предвыборный блок «Елк», который уже своим наименованием как бы предлагает избирателям выход из создавшейся сложной социально-экономической, финансовой и политической ситуации. Он сформирован из трех внепарламентских партий: «Гражданский договор» (лидер – депутат парламента от фракции «Армянский национальный конгресс» Никол Пашинян), «Республика» (лидер – экс-премьер-министр Арам Саргсян, брат покойного министра обороны Вазгена Саркисяна) и «Светлая Армения» (лидер – внефракционный депутат парламента Эдмон Марукян). Свою прозападность блок артикулирует достаточно четко, и начал он свою предвыборную кампанию не где-нибудь, а… в США, где в штате Калифорния пытался убедить соотечественников из многочисленной диаспоры в том, что именно он является единственной и институционализированной оппозицией в Армении. И именно поэтому, дескать, армянская диаспора в США должна поддержать блок «Елк». Не убедил. Диаспора вообще очень осторожна в вопросах, касающихся внутриполитической жизни в Армении, а тут – появление целого блока партий с неизвестными источниками финансирования и слишком радикальными и в то же время популистскими лозунгами, вызывающими у зарубежных армян недоверие.
Далее предвыборный блок «Оганян – Раффи – Осканян», сформированный тремя бывшими министрами обороны (Сейран Оганян) и иностранных дел (Раффи Ованнисян и Вардан Осканян). Базой этой непрочной структуры являются парламентская партия «Наследие» и внепарламентские «Третья республика» и «Единение». Интересно, что оба бывших главы внешнеполитического ведомства в своё время являлись гражданами США. Поначалу в состав блока намеревалась войти и Демократическая партия во главе с Арамом Гаспаровичем Саргсяном, которая всегда считалась пророссийской, но, вовремя осознав, что партия попала не в то «купе», её лидер объявил о выходе из состава блока.
Из него вышел и лидер «Третьей республики» Виктор Даллакян, когда выяснилось, что немаловажную роль в блоке играет экс-министр обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики Самвел Бабаян. Бывший карабахский командующий, длительное время пребывавший во Франции и России, также известен своей близостью к экс-президенту Р. Кочаряну. В целом лидеры блока предлагают пересмотреть основу внешнеполитического курса страны, указывают на некую вассальность армяно-российских отношений (Р. Ованнисян) и призывают вести более сбалансированную политику по отношению к ведущим центрам силы в мире.
Наконец, третьей прозападной политической колонной является партия «Свободные демократы» во главе с внефракционным депутатом парламента Хачатуром Кокобеляном. Фактически инициатором создания этой партии была посол США в Армении Мари Йованович (2008-2012), которая также работала послом в Киргизии (2005-2007), а сейчас трудится с «благородной» миссией в Киеве. Главной целью создания этой партии был раскол движения «Армянский национальный конгресс» и формирование полностью подконтрольной посольству прозападной партии. В предвыборном списке «Свободных демократов» есть ряд фигур, тесно связанных с посольством США. Несмотря на претенциозность и поддержку «независимой прессы», шансы «Свободных демократов» пройти в парламент, по сравнению с двумя вышеупомянутыми блоками, можно оценивать как весьма призрачные. Отметим также то любопытное обстоятельство, что партия «Свободные демократы» в Грузии, созданная еще раньше армянской и тоже по инициативе американских дипломатов, не смогла преодолеть 5-процентный барьер голосов на последних парламентских выборах.
В прессе, в том числе и российской, уже появились оценки и прогнозы относительно возможных итогов выборов. Как нам представляется, в своем абсолютном большинстве эти прогнозы не очень корректны, т.к. официально агитационная кампания начнется лишь 5 марта и её исход во многом будет зависеть от того, насколько эффективно та или иная политическая колонна сможет использовать свои ресурсы и потенциал.
Поэтому мы можем сделать лишь оценку по имеющимся ресурсам и условно распределим участников предстоящей кампании на несколько групп:
1) Своеобразные «тяжеловесы» с точки зрения ресурсов. Это правящая РПА и «Блок Царукяна». Несмотря на внушительность своих ресурсов, обе эти силы имеют и ряд серьезных проблем. В частности, уровень консолидации РПА в преддверии кампании сегодня ниже, нежели в прошлые годы. Интересно, что предвыборный список РПА возглавляет не лидер партии (президент С. Саргсян, который возглавлял предвыборный список на парламентских выборах 2007 и 2012 гг., а в 2003 г. был в предвыборном списке вторым) и не его первый заместитель (премьер-министр Карен Карапетян), а министр обороны Виген Саргсян. С одной стороны, партия очистилась от ряда одиозных фигур, а с другой – появились новые одиозные фигуры, например бывший глава Службы принудительного исполнения судебных актов генерал-майор юстиции Мигран Погосян, который проходил по делу панамских офшоров.
Определенным ослаблением ресурса следует считать выход из РПА экс-премьер-министра (2014-2016 гг.) Овика Абрамяна, который может поддержать «Блок Царукяна». Последний, уступая в целом по ресурсам РПА, имеет сильные позиции в марзе Котайк и, возможно, при поддержке О. Абрамяна будет претендовать на большинство голосов в марзах Арарат и Армавир. Это серьезная проблема для республиканцев, реальный электоральный рейтинг которых не очень высок вследствие многочисленных невыполненных обещаний и сложной социально-экономической ситуации. Высока вероятность того, что и РПА и «Блок Царукяна» для достижения максимально высокого результата на выборах будут использовать подкуп избирателей. РПА также будет активно использовать административный ресурс;
2) блоки, имеющие шансы на преодоление 7-процентного барьера, но при одном непременном условии – успешном проведении избирательной кампании. Речь идет об избирательных блоках «Елк», «Оганян – Раффи – Осканян» и «Армянский национальный конгресс (АНК) – Народная партия Армении (НПА)». Все три этих блока имеют как плюсы, так и минусы на старте кампании. Так, блок «Елк», который одновременно является и спойлером, который должен аккумулировать протестные голоса, имеет устойчивое финансирование и поддержку прессы, но слабые структуры. Блок «Оганян – Раффи – Осканян» также имеет устойчивое финансирование, но он достаточно уязвим в силу наличия в первой тройке двух лидеров (С. Оганян и В. Осканян), имена которых тесно связаны с трагедией 1 марта 2008 года. Напомним, тогда в результате поствыборных акций протеста произошли столкновения между правоохранительными органами и сторонниками властей, с одной стороны, и сторонниками экс-президента Л. Тер-Петросяна – с другой. В результате столкновений погибли 10 человек и свыше 230 были ранены. Правоохранительными органами Армении до сих пор не проведены расследования этих событий, несмотря на требование ряда резолюций ПАСЕ. Слабостью блока «АНК – НПА» является недостаточность поддерживающей их прессы и нехватку финансовых ресурсов, хотя партийные структуры АНК следует признать хорошо организованными;
3) партии, которые будут бороться за преодоление 5-процентного барьера при поддержке властей и в случае благоприятного исхода выборов вполне могут стать партнерами по правящей коалиции, прежде всего с РПА. Речь идет об «АРФ-Дашнакцутюн» и «Армянском возрождении». Обе структуры имеют устойчивое финансирование, структуры и даже де-факто – подконтрольные телеканалы. Однако реальный рейтинг обеих партий невысок, поэтому многое будет зависеть как от эффективности агитационной кампании, так и стечения обстоятельств;
4) откровенные аутсайдеры – партии, вероятность преодоления которыми 5-процентного барьера голосов избирателей оценивается крайне низко. Речь идет о Компартии Армении и о вышеупомянутой партии «Свободные демократы».
Наличие ресурсов является ключевым фактором для достижения электорального успеха, но имеются и другие факторы, которые вполне могут повлиять, причем кардинально, на конечный результат. В частности, пять лет назад во время предвыборной кампании в Грузии правящее «Единое национальное движение» имело немалый ресурс, который, казалось, гарантирует ему уверенную победу на предстоящих выборах. Однако за две недели до голосования в Грузии произошли события, которые нивелировали ресурсное преимущество партии М. Саакашвили, и она потерпела поражение.
Конечно, аналогия в политике не может служить доказательством, но всё-таки это достаточно веский пример того, что преждевременные прогнозы могут оказаться некорректными.