В Грузии рейтинг популярности православной церкви за два года снизился с 75% до 60%. Об этом свидетельствуют исследования общественного мнения, проведенного американской неправительственной организацией «Национально-демократический институт» NDI.
Рейтинг Церкви может снижаться в государстве (среди нации) по нескольким причинам: либо в государстве стали сильны атеистические воззрения, либо иная Церковь стала возобладать над традиционной, или же произошел/происходит раскол внутри самой Церкви.
Ситуация в Грузии по этому вопросу особая. Церковь Грузии является древнейшим исторически сложившимся влиятельнейшим национальным институтом. Не случайно, что Российская империя нанесла два основных удара по государственности Грузии в самом начале XIX века, — по институту монархии и по Церкви, лишив нацию двух столпов царств, обеих тронов: монаршего и патриаршего. Была ликвидирована и автокефалия Церкви, которую удалось восстановить в 1917 году после отречения императора от трона.
Согласно данным опроса населения Грузии в апреле 2017 года, деятельность Грузинской Православной Церкви «очень хорошо» оценивают только 14% населения. При этом во время опроса 2016 года как «очень хорошо» деятельность церкви оценили 32%, а в 2015 году – 43%.
Последние 26 лет авторитет Церкви был непререкаем. Она во многом являлась и в советские времена зиждительницей всего исконно национального и патриотического. Именно поэтому все 70 лет советской власти находилась под прицелом чекистов и в фильтрующем аппарате партноменклатуры.
Народ привык видеть в Церкви защитницу обездоленных и униженных. Обиженные прежней властью видели в ней мощного союзника по грядущим преобразованиям.
Церковь, то тайно, то открыто, могла если не направлять, то регулировать процессами внутри страны. В ряде случаев как политики, так и силовики, отступали перед авторитетом Церкви и ее представителей.
В каком-то смысле Грузинская церковь являлась мощным примиретелем народа с властью и гасителем тех недовольств среди населения, которые были вызваны либо реформами, либо действиями прежних правительств. И это сочувственное народу противостояние правящим элитам только еще больше способствовало росту ее авторитета и рейтинга среди граждан.
Но в последние несколько лет Церковь все явственнее начала превращаться скорее в один из государственных механизмов власти. Даже последовали с ее стороны случаи лобирования тех или иных политиков и силовиков, вплоть до их назначения на высшие или ключевые посты.
Церковь Грузии все более стала походить по своему духу на РПЦ. К этому добавились те внутрикулуарные конфликты и даже криминальные дела, которые вылились наружу. А это не может способствовать росту авторитета.
Также не следует забывать, что наша Церковь всегда являлась весьма закрытым организмом, еще более непрозрачным, чем ранее был Ватикан. И это лишь способствовало ее высокому статусу. Теперь же обществом обсуждаются большие проблемы внутри Церкви, напрямую связанные с покушениями, попыткой отравлений первых ее лиц и так далее. Невольно вспоминается папский Рим времен правления семейства Борджиа.
Явно, что определенные силы и их адепты внутри и снаружи Церкви, пытаются полностью разрушить ее непререкаемый авторитет. Народ все больше разочаровывается, так как ожидал и все еще ожидает от этого мощного института каких-то советов и регуляций по изменению своего далеко не блестящего положения. То есть что Церковь будет вновь выступать основным и единственным патроном обездоленных и ущемленных. Но и этого пока не происходит.
На вопрос: «Как вы оцениваете деятельность Грузинской Православной Церкви?» в апреле 2017 года 60% опрошенных ответили что положительно, при этом как «очень хорошо» деятельность церкви оценили 14% и «хорошо» — 46%.
Еще 23% опрошенных в апреле 2017 года оценили деятельность церкви как «среднюю», а 6% — оценили ее как «плохо» и еще 1% как «очень плохо».
При этом в марте 2016 года деятельность ГПЦ положительно оценивали 72% опрошенных («очень хорошо» — 32%, «хорошо» — 40%), а в апреле 2015 года — 75% (из них «очень хорошо — 43% и «хорошо» — 32%).
В 2016 году «отрицательно» деятельность ГПЦ оценивали 3% , «плохо» — 2%, «очень плохо» — – 1%, а в 2015 году число тех, кто оценивал деятельность ГПЦ «отрицательно» составило 2%, «плохо» -– 1% и «очень плохо» – 1%.
Кроме того, согласно новому исследованию NDI, подавляющее большинство — 67% населения Грузии, согласно с тем, что государство должно контролировать траты выделенных для церкви бюджетных средств. 22% опрошенных не согласны с этим мнением, а 11% не имеют позиции по этому вопросу.
Вместе с тем 43% опрошенных считают, что государство должно продолжить ежегодно выделять церкви 25 миллионов лари (около 10,5 миллионов долларов) из бюджетных средств.
14% опрошенных считает, что государство должно увеличить сумму субсидирования, 20% считают, что направляемая из бюджета на нужды церкви сумма должна быть уменьшена и только 8% опрошенных склоняются к тому, что государство вообще не должно оказывать финансовую помощь церкви.
Существует реальная опасность того, что через некоторое время большинство граждан начнут воспринимать Церковь, как некий огромный государственный департамент внутри правительственных структур, что невольно приводит к печальным параллелям с российской действительностью. Уже много раз говорилось и писалось, что РПЦ не имеет почти ничего общего с верой и христианством…
Теймураз Туманишвили
Кавказский Институт Стратегических Исследований