«ПОЗИЦИИ ИРАНА КАК НЕЛЬЗЯ БОЛЕЕ УКРЕПИЛИСЬ, ДЛЯ НАС ЭТО ВАЖНЫЙ ФАКТОР»

«Сегодня иранская сторона показывает, что она готова к созданию прямых отношений с Арцахом», – отмечает в интервью “ГА” заведующий кафедрой иранистики факультета востоковедения ЕГУ Вардан ВОСКАНЯН.

– Многие расклады в регионе изменились по факту разрушительного землетрясения в Турции. Какова ситуация и наиболее вероятные развития в Иране?

– Если мы попробуем проанализировать ситуацию на Ближнем Востоке и в этой ситуации позиции Ирана на данном этапе, то надо отметить, что иранцы в условиях всех созданных внутри страны рисков и вызовов, попыток расшатать лодку смогли не допустить хаоса, более того, взять ситуацию под контроль, и выйти из нее победителями. Речь, в частности, о недавних атаках беспилотников на Иран, по всех видимости, направленных Израилем. Атаки провалились, иранская общественность восприняла случившееся совершенно адекватно. Не произошло внутренних потрясений. Руководство Ирана успешно контролирует ситуацию внутри страны, плюс, в свою очередь, в состоянии создавать, скажем так, дискомфорт для своих противников и врагов.

– Вы имеете в виду нестабильную ситуацию внутри Израиля?

– Хотя обе стороны публично не заявляют о своих действиях внутри страны-противника, однако очевидно, что на самом деле используется весь арсенал гибридной войны. Иран отвечает тем же своим недругам. Что касается Турции, то разрушительное землетрясение поставило на паузу, по крайней мере, временно, ее экспансионистские амбиции – как региональные, так и внерегиональные. Сегодня Эрдоган и его команда имеют очень серьезную проблему в контексте контроля над ситуацией внутри Турции – гуманитарной, политической и т.д. По причине гуманитарной катастрофы в Турции обострилась внутриполитическая борьба. В этом плане для Ирана ослаб важный региональный конкурент, и появились другие возможности. Если прибавить к этому азербайджанский фактор, то ясно, что бакинский диктатор на фоне произошедшего в Турции землетрясения и внутренней нестабильности в Израиле не может сегодня ожидать от своих союзников широкой поддержки в своих антииранских действиях. Иран же, действуя на опережение, может и будет подавлять подобные действия, не допустив, чтобы они обрели большой размах. Позиции Ирана сегодня как нельзя более укрепились, для нас это важный фактор, учитывая весь позитивный спектр армяно-иранских отношений.

– А как восприняли в Иране визит главы МИД Армении Арарата Мирзояна в Турцию?

– Пока в иранской прессе нет аналитики или официальных высказываний на этот счет – все подается только в виде нейтральных новостей.

Между тем, произошло другое важное событие, к сожалению, не удостоившееся должного внимания здесь, в Армении. Речь о том, что одна из самых влиятельных газет в Иране опубликовала интервью с госминистром Арцаха Рубеном Варданяном. И даже если мы не будем обращаться к сути этого интервью, а обратим внимание исключительно на терминологию, использованную журналистом, включая географические названия, становится очевидно, что иранская сторона сегодня заинтересована сотрудничать не только с Республикой Армения, но и с Республикой Арцах. И это чрезвычайно важное изменение в подходах иранцев.

– То есть иранская сторона показывает, что она готова к созданию прямых отношений с Арцахом?

– Причем весьма четко. Конечно, пока это очень осторожные шаги, по поводу которых нам не стоит впадать в эйфорию, но тенденция очевидна – во всяком случае среди части иранского политического истеблишмента. И мы, конечно, должны в свою очередь, внести лепту, чтобы подобная тенденция развивалась. Армяно-иранские отношения всегда имели две составляющие, и мы не должны отказываться от арцахской составляющей.

Духовный лидер Ирана в свое время сделал важное заявление о необходимости обеспечения безопасности армян в Арцахе. Важно, чтобы мы сегодня постоянно возвращались к этому заявлению. Плюс, надо быть слепым, чтобы не видеть: Иран не только на уровне заявлений, но и последовательных действий вносит свой вклад в обеспечение безопасности самой Армении. Причем, учитывая недавние заявления начальника Объединенного штаба ОДКБ Анатолия Сидорова, Россия не против. То есть   в этом плане иранцы смогли найти общие позиции и с Россией. Я всегда говорил: с точки зрения создания наиболее безопасностной для нас среды, формирование оси Ереван-Тегеран-Москва именно на армянской площадке имеет исключительное значение. Мы получим от этого огромную пользу. И важно, чтобы уровень армяно-иранских отношений вырос до уровня союзнических, с осознанием того, что сегодня в регионе Иран – сверхдержава, и с учетом помощи, оказываемой иранцами в деле обеспечения нашей безопасности.