Алексей Мартынов: Баку спекулирует на положениях соответствующего соглашения и пытается передергивать

Если Армения и Азербайджан не захотят сами мира, сами не захотят договариваться, никто за них это не сделает: ни Россия, ни Брюссель, ни какие-то другие места. Об этом в прямом эфире Alpha News заявил известный российский политолог Алексей Мартынов.

«Начнем с того, что России помимо всех этих дел есть, чем заняться. Я имею в виду и специальную военную операцию, и это беспрецедентное внешнее давление и так далее.  Это первое.

Второе, я бы не говорил так, что Россия не может добиться. В той части, в которой необходимо, добивается. 

Другое дело, что какие-то ожидания разные и в Ереване, и в Баку. Россия в данном случае же миротворец, да, и держит нейтральную позицию. Понятно, что есть подписанные документы, понятно, что традиционно любят цепляться за запятые, точки и многоточия и в Баку, и в Ереване. Это вообще такая традиция этого древнего, старого конфликта на постсоветском пространстве. Так что я бы вопрос так не ставил, что Россия чего-то не может добиться.

Другое дело, что действительно на мой взгляд… Баку несколько спекулирует на положениях, соответствующего соглашения и пытается там передергивать. Как-то с этим что-то надо делать конечно.

Проблема Карабахского конфликта, то есть армяно-азербайджанского конфликта, это проблема Азербайджана и Армении. И если Азербайджан и Армения хотят прекратить этот конфликт и установить прочный мир на многие десятилетия вперед ради развития собственных стран, ради судеб собственных людей, детей, ради будущего – это одна история.

Если они не хотят этого делать по какой-то причине и продолжать привычное противостояние, к которому уже все сильно привыкли за 30 лет. Я имею в виду, что там два поколения детей уже выросло и другой жизни не знают, кроме как противостояние между Арменией и Азербайджаном – это другой разговор.

Если Армения и Азербайджан не захотят сами мира, сами не захотят договариваться, никто за них это не сделает: ни Россия, ни Брюссель, ни какие-то другие места.

То, что Вы назвали конкурирующим процессом, я думаю, что это не конкурирующий процесс, а скорее, наоборот. То есть если у России за много лет была именно цель искать формулу прочного мира в Закавказье, в том числе и через разрешение армяно-азербайджанского конфликта мирным путем, то скажем в Брюсселе сегодня это такое «по-быстрому». А «по-быстрому», исходя из сегодняшней русофобской позиции, – насолить России, каким-то образом испортить настроение. Другой вопрос, что с удовольствием в этом участвуют и Пашинян, и Алиев. И особенно комично они, конечно, смотрелись на русофобском шабаше в Кишиневе не так давно. Там какой-то был сходняк Европы, как-то там назывался, какой-то форум. И вот они вдвоем туда приехали. Я думаю, что все это увидели, зафиксировали, записали на всякий случай, чтобы не забыть потом», – заявил политолог.

Он также прокомментировал встречу Алиева и Зеленского, которые, оба прекрасно владея русским языком, говорили на английском: «Это очень было смешно. При существующем русофобском тренде с удовольствием в нем принять участие  – как-то, мягко говоря, некрасиво».

«То же самое могу сказать в отношении Пашиняна и Алиева. Оба, что называется, молодцы в этом смысле. Пока действует миротворческий мандат, Россия, безусловно, будет этот мандат выполнять.  Это даже не обсуждается.  Что будет после 25 года, я не знаю. Это же все в том числе зависит и от всех участников. Я не знаю, как будут обстоять дела и никто не знает.  В нынешнем турбулентном мире все вопросы, которые некогда были главными вопросами международной повестки, например, обострения карабахского конфликта несколько лет назад и так далее, они становятся точно совершенно неглавными вопросами, к огромному сожалению. 

Все-таки, это вопрос о судьбах людей, причем речь идет о сотнях тысяч людей и всегда старались эти вопросы вносить в первые строчки по крайней мере это было в современной европейской демократической повестке. А сегодня мы видим, как все это их лицемерие рассыпается и выясняется, что на людей всем по большому счету наплевать.

Меня больше всего эта история коробит.

Россия выступила миротворцем не потому, что хотела этого добиваться, а потому, что ее об этом попросили конфликтующие стороны, то есть они попросили и оформили соответствующий мандат. Если такой статус-кво сохранится после 25 года и будет необходимость в присутствии российских миротворцев, мандат снова будет оформлен, я думаю. 

Очевидно, что Азербайджан, я имею в виду азербайджанские власти, должны дать такие гарантии (о безопасности армян Арцаха). А они, естественно, такие гарантии дать не могут, и я не знаю, кто даст такие гарантии, гарантии безопасности, гарантии безопасного развития жизни армян Нагорного Карабаха. Если речь идет о, как он говорит, одной территории, что дескать, какой-то статус внутри Азербайджана. Я не знаю, насколько это возможно. Я считаю, что очень много в этом смысле возможностей упущено за последние лет 10-15, в том числе и со стороны Еревана. Мы много об этом говорили. Вы знаете, в свое время. Но тем не менее вопрос же надо как-то решать. В любом случае, еще раз, речь идет о судьбах людей.  Я бы даже шире здесь посмотрел на всю эту историю не только о судьбах жителей  Нагорного Карабаха, но и судьбах жителей Армении, граждан Азербайджана, и не только азербайджанцев, но и разных национальностей, которые живут на этой территории.

30-летняя война очень здорово тормозит развитие и экономическое, и социокультурное, какое угодно. Вся эта ситуация ведет к серьезному оттоку населения. Это в первую очередь касается Армении. Из Азербайджана тоже очень много уезжает людей. Из Нагорного Карабаха тоже много людей уехало», – заключил политолог.