Москва: Ключ к процветанию Южного Кавказа — инклюзивный диалог в рамках платформы “3+3” и противодействие геополитическому диктату внерегиональных сил

Приветствуем проведение 10 и 11 мая в Алма-Ате переговоров министров иностранных дел Азербайджана и Армении по мирному договору. Сделан еще один шаг к достижению надежного и долгосрочного мира и стабильности на Южном Кавказе. Об этом в интервью NEWS.ru заявил замглавы МИД РФ Михаил Галузин в ответ на просьбу дать оценку перспективам Астаны стать новой переговорной площадкой для армяно-азербайджанского урегулирования.

Напомним, что Казахстан предоставил площадку для двусторонних переговоров между Ереваном и Баку по нормализации отношений. Переговоры прошли 10-11 мая в Алматы.

“Всецело поддерживаем усилия Астаны в этом направлении. Если обратиться к истории, то Казахстан внес существенный вклад в разработку и принятие в сентябре 1991 году Железноводской декларации — одной из первых серьезных попыток прекратить военное противостояние в зоне нагорно-карабахского конфликта. Важно, что контакты в Алма-Ате идут в русле трехсторонних договоренностей на высшем уровне 2020–2022 годов, определивших дорожную карту по нормализации отношений между Баку и Ереваном”, – добавил российский дипломат.

Касаясь размещения европейских наблюдателей в Армении, Галузин напомнил, что эту тему Москва неоднократно комментировала.

“К сожалению, наши опасения подтвердились — наблюдательная миссия ЕС в Армении уже фактически превратилась в полувоенную западную операцию с подключением стран — членов НАТО и сомнительными целями. Уже как минимум в два раза увеличен штат ее сотрудников, открываются новые опорные пункты. Совсем недавно Еревану было навязано соглашение о статусе еэсовского присутствия, предоставляющее ему режим наибольшего благоприятствования и свободу действий на армянской территории.

То, что миссия является инструментом гибридной войны ЕС, подтверждает ее скрытность, неподотчетность и неподконтрольность ни Армении, ни Азербайджану, ни другим заинтересованным странам и структурам. Миссия ведет откровенно провокационную деятельность, вовсю занимается антироссийской пропагандой, насаждением в армянском обществе ложных представлений о Евросоюзе как «источнике безопасности и процветания» Армении. Более того, деятельность ЕС приобретает все более антиазербайджанский и антииранский характер”, – выразил уверенность замглавы МИД России.

По его словам, если говорить о задачах по обеспечению долгосрочной региональной безопасности, стабильности и социально-экономического развития, то им совершенно не соответствуют планы западников по милитаризации региона и расширению там военно-политического влияния ЕС и НАТО.

“Ключ к процветанию Южного Кавказа — инклюзивный диалог, в частности, в рамках консультативной региональной платформы “3+3”, поиск коллективных ответов на возникающие вопросы и противодействие геополитическому диктату внерегиональных сил”, – добавил он.

На вопрос о том, как Россия относится к так называемому “Зангезурскому коридору”, Галузин обратил внимание, что Москва этот термин (азербайджанский нарратив – ред.).

“Россия выступает не за создание какого-то одного конкретного маршрута, а за полное разблокирование экономических и транспортных коммуникаций на Южном Кавказе. Именно этим занимается созданная в 2021 году по решению лидеров России, Азербайджана и Армении трехсторонняя рабочая группа (ТРГ) под совместным председательством вице-премьеров трех стран”, – добавил замглавы МИД России.

В этом ключе он напомнил, что в ТРГ велась ритмичная работа, удалось добиться существенных результатов. Так, на 12-м заседании группы в июне 2023 года было согласовано общее понимание относительно восстановления и организации железнодорожного сообщения между Арменией и Азербайджаном.

“Мы практически вышли на комплексную сбалансированную договоренность. Однако процесс застопорился не по нашей вине. Под давлением стран Запада в Ереване приняли решение заморозить трехстороннее взаимодействие и на данном треке. Считаем необходимым скорейшее возобновление полноценной работы ТРГ не только для разблокирования транспортно-коммуникационной системы Южного Кавказа, но и для установления устойчивого мира в регионе”, – резюмировал Галузин.