Господин Симонян, на прошлой неделе первый прокурор Международного уголовного суда Луис Морено Окампо опубликовал экспертное мнение относительно заключения Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям (UN WGAD) от 17 февраля 2025 года, в котором он обосновывает наличие прямой связи председателя группы Ганны Юдкивской с Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) и, по сути, доказывает, что группа приняла предвзятое решение. Как специалист по международному праву, как Вы оцениваете этот факт?
Я знаком как с работой Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям, так и с ходатайством, поданным этому же органу против произвольного ареста Рубена Варданяна, и могу сказать, что подобное решение Рабочей группы выглядело, по меньшей мере, странным — в том числе с точки зрения юридической обоснованности, поскольку данное решение Рабочей группы идет вразрез с ее же практикой. Среди нас, юристов международного права, это вызвало определённые сомнения.
Информация, раскрытая господином Окампо, говорит о существенной причинно-следственной связи между принятием подобного решения и личной заинтересованностью лиц, его принимавших. Поэтому необходимо провести детальное правовое расследование с целью установления наличия коррупционных схем и личной выгоды, а затем — привлечь к ответственности.
Международные организации также не чужды порочной практики коррупции. Мы становились свидетелями подобных случаев в Европе, когда посредством азербайджанской «икорной дипломатии» подкупались европейские чиновники, занимающие антиармянские позиции на европейских площадках. Кстати, некоторые из них были признаны виновными в коррупции и уже несут наказание.
В заключительной части документа Окампо отмечает, что возможной адекватной мерой могло бы стать признание WGAD своего решения недействительным и предложение первоначальному заявителю подать новое ходатайство, которое будет подготовленно заново. Он также подчеркивает, что «WGAD, без дополнительного запроса, может предоставить дополнительную информацию о том, как именно велось это дело». Что это означает? Кто, какая структура и какие шаги должна предпринять в данной ситуации?
Я считаю, что не стоит раскрывать все стратегические ходы команды адвокатов Рубена Варданяна в этом направлении, но уже очевидно, что определённые действия возможны, и существующие в рамках ООН механизмы это позволяют.
То, что ООН обязана сделать всё возможное для выявления и устранения подобных коррупционных механизмов ради сохранения собственной репутации является приоритетной задачей для самой же международной организации. В противном случае, приходится наблюдать, как международные структуры, занимающиеся защитой прав человека, теряют авторитет именно из-за таких инцидентов и неразрешенных коррупционных скандалов. Эта порочная практика усугубляется, формируя негативное отношение к международным организациям в области прав человека.
14 октября перед ереванским представительством ООН была организована акция, и совершенно справедливо отмечалось, что одна из структур этой организации подрывает ее авторитет. Также звучали требования, адресованные руководству нашей страны. На Ваш взгляд, какие шаги может предпринять Республика Армения в данной ситуации?
Правительство Республики Армения с помощью своего дипломатического аппарата должно ежедневно и ежечасно сотрудничать с международными организациями и всеми их структурами с целью освобождения из Азербайджана находящихся под незаконным арестом своих граждан, в том числе Рубена Варданяна.
Именно недостаточность или отсутствие государственной политики в этом направлении вынуждает частных лиц прибегать к механизмам защиты своих прав в рамках собственных возможностей.
В отличие от государства, возможности частных лиц крайне ограничены. Именно Республика Армения, а не её отдельные граждане, является членом ООН. Армения должна ежедневно стучаться во все двери ООН, находить, разговаривать, убеждать представительские органы ООН, предъявлять зверства Азербайджана, военные преступления, преступления против человечности, другие грубые нарушения международного права, преступления чиновников, купленных взятками Баку.
Между тем мы наблюдаем обратное, а иногда даже видим тёплые взаимоотношения с бакинскими преступниками и готовность отказаться от международных исков против Азербайджана. Кстати, таким образом Республика Армения фактически нарушает права всех армян, в защиту которых эти правовые процессы были инициированы.