Охлаждение грузино-российских отношений может обернуться серьезным экономическим кризисом для Грузии

Охлаждение грузино-российских отношений может обернуться серьезным экономическим кризисом для Грузии. Это осознают и власти Грузии.

Так, премьер-министр Грузии Георгий Гахария в конце октября заявил о колоссальных потерях национального бюджета из-за введенного правительством России запрета на авиасообщение между двумя странами. «После того как российская сторона запретила осуществление рейсов в июле, за пять месяцев бюджет Грузии понес ущерб в размере 350 миллионов долларов», – сказал глава правительства в ходе встречи с жителями края Самегрело – Земо-Сванети.

Между тем глава кабинета министров умолчал о причинах, побудив­ших Кремль решиться на подобные меры. Летом в Тбилиси вспыхнули массовые беспорядки, участники которых якобы были возмущены поведением руководителя Межпарламентской ассамблеи православия, российского депутата Алексея Гаврилова, занявшего место спикера грузинского парламента. Вполне вероятно, этот шаг действительно задел чувства грузинских патриотов. Но их гнев должен был обрушиться не на Россию, а на чиновников министерства иностранных дел Грузии, отвечавших за организацию мероприятия и, возможно, сознательно допустивших явное нарушение дипломатического протокола.

Однако вопреки здравому смыслу демонстранты, подняв на свои знамена откровенно антироссийские лозунги, принялись избивать журналистов и туристов из России. Наконец, чудовищное оскорбление, нанесенное бывшим ведущим телеканала «Рустави-2» Георгием Габуния в адрес российского президента Владимира Путина, стало вершиной проявления вопиющего дворового хамства, за которое было стыдно всем носителям грузинской национальной культуры. И если бы грузинское правительство стремилось сохранить добрососедские отношения с Россией, то ему следовало бы принести официальные извинения российскому народу и решительно осудить действия местных националистов, подогреваемых «Национальным движением» Михаила Саакашвили, чего не произошло.

В этих условиях ни одно уважающее национальную гордость своей страны правительство не может отмалчиваться. Власти России были вынуждены отменить авиарейсы с Грузией, во многом, опасаясь за жизнь и здоровье своих граждан, которые могли стать жертвами очередных диких выходок грузинских неонацистов. Безволие грузинского правительства стоило бюджету страны ощутимых финансовых потерь. По сути, власти Грузии собственной рукой перечеркнули с таким трудом достигнутый успех в восстановлении партнерских отношений с Россией. Ведь после изгнания Саакашвили из страны количество российских туристов в Грузии выросло в 3,5 раза – с 300 тысяч человек в 2013 году до почти полутора миллионов визитеров в минувшем году. При этом посетители из России тратят больше всего денег: за первые шесть месяцев этого года российские путешественники оставили в Грузии 1,1 миллиардов долларов – это треть от всех финансовых средств, которые были израсходованы приезжающими в Грузию туристами из других стран.

Сейчас даже лояльные грузинскому правительству эксперты вынуждены делать неутешительные прогнозы относительно дальнейших убытков туристической сферы. «Мы посчитали цифры, и, если сегодня полностью закроется рынок и российские туристы не приедут, предположительный ущерб составит около 750 миллионов долларов», – констатировал глава Ассоциации гостиниц и ресторанов Грузии Шалва Алавердашвили.

Стоит отдать должное российскому лидеру, Владимиру Путину, который отказался от введения экономического эмбарго в отношении Грузии, справедливо разделив интересы рядовых грузинских граждан и сиюминутную выгоду политических авантюристов. Если бы Путин внял яростным призывам некоторых депутатов, то понесенный Грузией ущерб был бы куда значительнее.

Это обстоятельство была вынуждена признать и министр экономики и устойчивого развития Грузии Натиа Турнава. «Если бы Россия ввела эмбарго, чего, к счастью, не произошло, ущерб составил бы свыше 1,4 миллиардов долларов. Это не только туризм, но и денежные переводы, а также доходы от экспорта вина», – подчеркнула глава экономического ведомства.

С этой оценкой трудно не согласиться. Ведь из 45,4 миллионов бутылок вина, проданных грузинскими производителями в 2017 году, 28,6 миллионов бутылок оказались на российском рынке. Между тем занимающая первое место в списке стран Европейского союза по импорту грузинской винодельческой продукции Польша закупает только 1,9 миллионов бутылок грузинского вина.

Чтобы избежать неминуемые в случае дальнейшего обострения отношений с Россией экономические катаклизмы, власти Грузии должны научиться уважать интересы своего северного соседа, невзирая на возгласы отдельных политиков из стана националистов. Стремление некоторых представителей грузинского правительства снискать дешевую популярность у сторонников националистических движений может слишком дорого обойтись Грузии, которую, судя по всему, поразит затяжной экономический коллапс.