Глава МИД Армении расставил точки над приоритетами Еревана по Карабаху

Интервью главы МИД Армении Зограба Мнацаканяна Al Jazeera.

Гражданское население оказалось в центре боев. Какие усилия прилагаются, чтобы прекратить то, что происходит?

Начиная с 12 июля произошли опасные развития, когда азербайджанские силы при поддержке артиллерии попытались проникнуть на территорию Армении на северо-восточном направлении, тем самым усугубляя опасность эскалации. Сейчас приоритет – попытки снижения напряженности. Это то, над чем мы работаем, это то, вокруг чего мы работаем с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, в состав которой входят Франция, Россия и США.

У нас есть потребность в снижении напряженности. Армения способна защищаться, Армения является гарантом безопасности Арцаха, война – не решение. Нет альтернативы мирному процессу урегулирования. Мы продолжаем быть приверженными этому процессу и будем работать в направлении разрядки ситуации и формирования такой среды, которая помогает миру и способствует переговорному процессу.

Какие Вы можете сообщить подробности об этих усилиях, направленных на ослабление напряженности? Какой процесс проводится и как быстро это произойдет, учитывая то, что бои уносят жизни людей?

Должен сказать, что достаточную степень надежды внушает то, что за последние 12-14 часов относительное спокойствие. Мы на постоянной связи с сопредседателями МГ ОБСЕ, Россией и другими партнерами – США и Францией. Мы пытаемся найти возможности, которые позволят сохранить относительное спокойствие и подтвердить режим прекращения огня, установленный в 1994 г, и с того времени он находится в силе. Этот документ был подписан Арменией, Арцахом и Азербайджаном. Сейчас наш приоритет полноценное восстановление режима прекращения огня.

Были слухи, что Армения просила ОДКБ, организацию, возглавляемую Россией, о встрече по этому вопросу и действиях, но реакция, кажется, была не совсем ясной. как относится Армения к подобному ответу?

Не соглашусь с подобной оценкой. Армения член ОДКБ. Это организация договора о коллективной безопасности, и мы обсуждаем с коллегами вопросы, касающиеся пространства ОДКБ, частью которого является Армения. Мы информируем коллег о развития и поднимаем вопросы, которые, как в этом случае, считаем необходимыми для коллективных действий. У организации есть весь инструментарий, но мы оцениваем ситуацию, оцениваем вытекающие из ситуации действия.  Мы находимся на связи и в последовательном диалоге с партнерами по ОДКБ.

В 2019 г были определенные переговоры для решения вопроса. Известно, что премьер-министр Армении в то время сказал, что «Арцах это Армения», и желал изменить формат переговоров, что, вероятно, расшатало переговорный процесс. Какую долю ответственности несет Армения в провале продолжения переговоров?

Вновь не соглашусь с подобной оценкой, поскольку премьер-министр Армении четко говорил о том, что Армения гарант безопасности Арцаха, и Армения несет ответственность за безопасность, физическую экзистенциальную безопасность наших соотечественников в Арцахе.

Мы привержены мирному процессу, и очевидно, что у Армении есть повестка развития, повестка защиты благоденствия своего народа. Арцах, его население находятся в неблагоприятных условиях. Делаются всяческие попытки изолировать его от внешнего мира, что неприемлемо, и Армения содействует тому, чтобы народ Арцаха жил безопасно, в мире, развивался. Речь об этом контексте.

Тем не менее, подчеркну, что премьер-министр Никол Пашинян был очень последовательным в своих заявлениях о том, что достижение мира возможно лишь, когда удастся достичь такого компромиссного решения, которое будет приемлемо для народов Армении, Арцаха и Азербайджана. И мы пока еще ожидаем от руководства Азербайджана такого подхода, который будет основан на компромиссах, поскольку ныне мы очевидцы максималистского подхода, не учитывающего основополагающие приоритеты Армении и Арцаха.

Таким образом, наша позиция в поиске решения, приемлемого для всех, и мы работаем в этом направлении.