ААЦ: Тот, кто откажется от земель Родины, должен быть проклят и осужден, как братоубийца Каин

Через 109 лет после Геноцида наш народ получает от собственной власти рецепт: забыть прошлое, отказаться от болезненных воспоминаний, забыть все, что помешает ему жить по-соседски и вести торговлю с собственным палачом. Об этом 23 апреля в ходе литургии у Мемориального комплекса жертв Геноцида армян Цицернакаберде по завершению факельного шествия, заявил глава Канцелярии Первопрестольного Святого Эчмиадзина, архиепископ Аршак Хачатрян.

Свое слово он начал с цитаты премьера Армении.  “Дорогие соотечественники, сестры и братья! “Как хорошо, что Азербайджан находится в 50 метрах, мы будем там вести торговлю…”, – заявил воодушевленно во время встречи с жителями села Киранц 17 апреля руководитель Армении Никол Пашинян.

За более чем 100 лет до этого с такой же преступной наивностью и недальновидностью многие армяне под властью Османской империи в 1908 году, после младотурецкой революции, с радостью и воодушевлением восклицали: “Сейчас мы свободные, чувствуем себя свободными, мы шагаем, поем, и наши сердца беззаботно вдыхают свободный воздух свободных гор” (С. Сархадян, Воспоминания о моей жизни, Ереван, 2007, стр. 32). 

Последствие? Вот последствие. Мы стоим перед последствием. Мы стоим перед памятником, символизирующим память более чем полутора миллионов армян, убитых в Османской империи. Сегодня 109-ая годовщина Геноцида армян. Десятки лет наш народ с разбитым сердцем и незаживающими ранами направляется к памятнику памяти мучеников, мысленно беседуя со своими убитыми или чудом спасенными соотечественниками и предками. Тысячи дней и тысячи ночей мы задаем себе вопрос: почему нас постигла такая горькая участь, почему Бог покинул нас?

И сейчас, народ, я вновь спрашиваю вас и спрашиваю нас: почему произошел Геноцид, почему нас уничтожили и мы стали жертвами преступления?

Многие скажут: “Мир был виноват, выражаясь сегодняшним языком, международное сообщество, которое своим молчанием способствовало преступлениям и погромам”. Другие будут утверждать, что причиной Геноцида стала генетическая жестокость и кровожадность турок. По мнению иных, причиной Геноцида стала естественная зависть кочевников к древнему и культуро-творческому народу.

“Нас убили, потому что у нас не было оружия, у нас не было государства”, – услышим мы в качестве еще одной причины Геноцида. Сейчас я снова обращаюсь к вам, народ, почему турецкий ятаган настиг нас, почему пролилась кровь невинных людей, и наш народ пошел по миру?

Мой ответ один: нас убили, потому что мы любили кого-то больше, чем себя, нас подвергли Геноциду, потому что мы наивно доверились кому-то больше, чем себе, и бездумно посвятили себя кому-то больше, чем себе. Мы больше поверили в благосклонность врага, чем в свою храбрость, больше положились на турецкую доброжелательность и великодушие, чем на свое национальное достоинство и естественное стремление к самообороне.

Сегодня история повторяется. То же тюркское племя, возрожденное в Азербайджане, вместе со своими братьями из Турции продолжает считать Армению и всех армян угрозой и врагом. Трагические события последних лет доказали, что генетическая враждебность к армянам не претерпела никаких изменений в коллективном сознании турок.

Геноцидальные действия против народа Арцаха, захват и деарменизация Арцаха, пытки, примененные к пленным армянам, случаи последовательного уничтожения и присвоения следов идентичности армянских духовных, историко-культурных ценностей, посягательства в отношении суверенных территорий Армении, масштабное распространение ненависти и вражды против Армении и армянства средствами государственной пропаганды Азербайджана является красноречивым свидетельством того, что, да, уничтожение армянского народа продолжает оставаться одним из первоочередных вопросов турецкой повестки.

Перед лицом этой трагической реальности и онтологической угрозы комичным, если не сказать, предательским кажется самозабвенная, но столь же самодовольная одержимость, с которой власти Армении и резонирующие с ними общественные, политические, гражданские силы и течения впряглись в работу по созданию с турецко-азербайджанским тандемом архитектуры “эры мира” или “перекрестка мира”.

Народ, у меня вновь к вам вопрос: возможно ли создать мирный союз между палачом и жертвой, можно ли быть солидарным с тем, кто пытается отрицать твое существование, кто оспаривает твое право на жизнь? Конечно, нет. Сосуществование армян с этими антиармянскими силами возможно только в одном случае: если мы откажемся от своей идентичности, нашего достоинства, наших мечтаний и видений будущего, нашей исторической памяти, и, наконец, если мы откажемся от Бога.

Этого ли мы хотим? Этого ли хотели павшие во время Геноцида? Нет, и вновь нет.

Почему Армянская Церковь канонизировала жертв Геноцида? Потому что они предпочли умереть, чем отречься от Бога и собственной идентичности.

И сегодня мы сталкиваемся с той же реальностью: нам предлагается иллюзия жизни в сосуществовании с палачами. И делается это не иначе как под уверенным “руководством” сегодняшних руководителей нашей страны.

Для забвения священной горы Арарат на арену выставляется и противопоставляется Арагац, предпринимается попытка похоронить историческую Армению в лабиринтах кажущейся “реальной Армении”, Нжде отвергается как националист, Вардан и Васак меняются ролями. Армянская церковь рассматривается как конкурент, а священнослужители  – как угроза государству.

Из школы убирают предмет “История Армянской церкви”, а в рамках общего образования фальсифицируют и искажают “Армянскую историю”. Те, кто сдает землю, становятся патриотами, а те, кто борется за землю, становятся агентами влияния, супруги становятся парами, а парами могут ведь стать и только мужчины, и/или только женщины.

Именно так власть людей, переживших Геноцид, сегодня “противодействует” враждебной повестке.

Через 109 лет после Геноцида наш народ получает именно такой рецепт от собственной власти: забыть прошлое, отказаться от болезненных воспоминаний, забыть все, что помешает ему жить по-соседски и вести торговлю с собственным палачом.

Неужели это что-то иное, чем осквернение памяти жертв Геноцида? Разве это не начало и не прелюдия к новому Геноциду? Я не сомневаюсь в том, что отказ от прошлого, сдача врагу –  само по себе новый Геноцид.

Тот, кто попытается стереть или поставить под сомнение подлинность Геноцида армян, должен быть проклят из поколения в поколение.

Имя и память того, кто попытается стереть нашу историческую память, а также его семьи должны быть прокляты навеки.

Тот, кто борется против церкви, останется в истории с клеймом вечного осуждения и позора.

Тот, кто подрывает устои армянской семьи, должен быть лишен семейного уюта и семейной теплоты.

Тот, кто откажется от земель Родины, должен быть проклят и осужден, как братоубийца Каин. Дорогой народ, сегодня, накануне годовщины Геноцида армян, вы светом факелов разбили тьму и принесли свет в отеческую жизнь. Этим светом мы разогнали туманы и мрак времени, преодолели непреодолимое, пережили неописуемое. И сегодня мы не должны умереть, а должны жить в благочестии, мы должны жить, держа над головой свет факелов, рассеивая тьму пути нашего и с молитвой на наших устах к Господу”, – отметил Хачатрян.