Против права Арцаха на самоопределение боролся не только Азербайджан, но и власти Армении и бывшие власти Арцаха. Об этом заявил в беседе с журналистами 17 октября третий президент Армении Серж Саргсян.
На уточняющий вопрос, речь идет об Араике Арутюняне, Саргсян ответил: «И Араик Арутюнян находится в Баку, давайте не говорить поименно».
На вопрос, какие шаги были бы предприняты им в сложившейся ситуации в Арцахе, экс-президент ответил: «Мне сложно сказать, изменится ли ситуация, но то, что будут изменения – однозначно. И говорить на эту тему сейчас просто неправильно».
Журналисты отметили, что власти РА отправились в Европу просить территориальную целостность, мир и помощь. На вопрос, нужно ли было это делать, Саргсян ответил: «Я много раз говорил, что просьбы никому не дают мира или территориальной целостности. Задачей номер один государства всегда было и останется обеспечение безопасности своих граждан и территориальной целостности страны».
На вопрос, обеспечивают ли демократией безопасность, экс-президент ответил: «Конечно, можно обеспечить безопасность с помощью демократии, это возможно во всех форматах, и демократия, наверное, лучшая форма, но вы уверены, что в Армении демократия? Если демократия такая, то она никому не нужна. Если сегодня в стране свыше 20 политзаключенных, 150 000 человек депортированы из части нашей Родины, то о какой демократии идет речь?».
Касаясь обвинений в адрес находящихся в настоящее время в Баку бывших президентов Арцаха в том, что они сдали республику, Саргсян ответил: «Мало ли что говорят. Весь мир говорит, кто и как все сдал. Они могут пробовать все, но не все попытки бывают успешными. Какое отношение к сдаче имеют бывшие президенты, что должен был сделать последний президент, и мог ли Арцах небольшими ВС противостоять Азербайджану?».
По словам экс-президента, страница Арцаха не закрыта. Он считает, что существует шанс того, что Арцаха снова будет армянским.
Касаясь того, что годами в центре внимания был вопрос самоопределения Арцаха, который должен был быть решен путем референдума, и на вопрос, не является ли это уже следствием его переговоров, Серж Саргсян ответил: «Позвольте мне не комментировать это. Вы очень хорошо знаете ответ. Весь мир знает, что в Казани как минимум отказались азербайджанцы. До апреля 2018 года мы не обсуждали никаких других документов, на все предложения сопредседателей мы говорили: получите согласие Азербайджана, тогда выскажем свое мнение, азербайджанцы во всех случаях были против. Мы не отказались ни от одного предложения, потому что не было никакого другого предложения, кроме компромиссного варианта, от чего мы должны были отказаться?».
На вопрос, какая существует реальная возможность для того, чтобы Арцах стал армянским, Саргсян ответил: «Эта возможность не стала реальностью, поскольку не только Азербайджан, но и власти Армении и бывшая власть Арцаха боролись против того, чтобы самоопределение Республики Арцах стало реальностью».