На вопросы корреспондента Vesti.Az ответил заведующий отделом Института археологии и этнографии НАНА, доктор наук по антропологии, профессор Алиага Мамедли.
– 3-6 июля в столице Удмуртии городе Ижевске состоялся XII Конгресс антропологов и этнологов России. Расскажите, пожалуйста, подробно о мероприятии…
– Да, организаторами этого мероприятия выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, а также Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН. Конгрессы антропологов и этнологов России проходят каждые два года и имеют международный статус, поскольку помимо антропологов и этнологов России в его работе, как правило, принимают участие ученые из различных стран. Вот и на этот раз в Ижевске, помимо российских ученых принимали участие антропологи и этнологи из постсоветских государств, в том числе из Азербайджана, а также Венгрии, Бельгии, Японии, Великобритании, Канады, Германии, США, Франции и многих других стран.
– Какие основные задачи стояли перед Конгрессом
– Главная тема Конгресса была сформулирована следующим образом – “Миссия антропологии и этнологии: научные традиции и современные вызовы”. Это название было выбрано не случайно, поскольку имеет особое значение на фоне происходящих в современном мире геополитических, этнических, культурных и социальных процессов. Следует отметить, что в рамках этой обширной темы на Конгрессе рассматривались такие направления современной этнологической науки, как междисциплинарные связи антропологии и этнологии; антропологическое и этнологическое образование и просвещение; политические, социальные и культурные задачи антропологии и этнологии; мониторинг межэтнических отношений; этническая среда; методы исследования этнических и культурных взаимодействий; религии, межрелигиозные отношения и этноконфессиональные процессы в мире; мигранты, диаспоры, этнические меньшинства; проблемы репрезентации в субкультурах и этнических культурах; образы социальных групп, этносов и территорий; физическая антропология.
– О чем говорили ученые на Конгрессе?
– Многие выступавшие обращали внимание на тот факт, что, несмотря на все сложности сегодняшнего времени, этнология/антропология востребована обществом. С ростом значимости рыночных отношений, прикладное значение этнологии/антропологии существенно расширилось и разнообразие сфер практического применения этнологических/антропологических знаний существенно возросло. В XXI веке уже никто не воспринимает этнологию как науку об экзотических народах. Параллельно с преобразованиями социальной действительности происходит пересмотр ее предметной области, связей и отношений с другими отраслями знания, а также прикладных функций.
В связи с главной темой Конгресса во многих выступлениях отмечалось, что антропология в наши дни – это не только фундаментальные исследования, но и важная составляющая менеджмента в различных областях экономики и политики. В некоторых странах уже появились такие специальности, как корпоративный антрополог, менеджер кросскультурной коммуникации.
В разных странах мира эти профессии востребованы в самых различных сферах экономики и управления. Не случайно, многие выступающие отмечали, что изменения, которые произойдут на рынке труда в ближайшие десятилетия, отводят антропологии значимое место.
На Западе работа в сфере бизнеса и управления уже давно воспринимается как один из логичных вариантов развития карьеры антрополога – с тех пор, как потребление товаров и услуг стало изучаться не только с экономической, но и с социокультурной точки зрения. Специалистов этого профиля нанимают многие компании. Согласно российскому “Атласу новых профессий”, социальный антрополог – это специалист, отвечающий за изучение рынков инновационной продукции компании антропологическими методами (например, включенным наблюдением) и повышающий связанность компании с ее целевой аудиторией. Менеджер по кросскультурной коммуникации – специалист, сопровождающий документооборот компании на иностранных языках, контролирующий ключевые смыслы (например, при выборе маркетинговых слоганов), обучающий сотрудников передаче смыслов на иностранных языках, а также особенностям культуры при переговорах с иностранными партнерами. В его функции также входит консультирование по ведению бизнеса в других странах.
– Каковы перспективы современной антропологии и этнологии?
– Судя по многочисленным докладам, сегодня антропология и этнология развивается в самых разных направлениях. Безусловно, актуальными остаются фундаментальные исследования, которые составляют основу прикладных исследований, которые, как отмечалось выше, приобретают в последние годы большое значение.
Так, например, не секрет, что сегодня востребованы этнополитические исследования и экспертиза. Примерно со второй половины 1980-х годов усилилось внимание к исследованию так называемых этнонациональных процессов, к этнополитической проблематике. Стало очевидным, что роль этнического фактора в политических процессах, а также в управлении государствами долгое время недооценивалась. Общественно-политические события последних десятилетий – “этническое возрождение”, рост национальных движений, обострение межэтнических противоречий – усилили интерес к этнологическим знаниям, потребовали от ученых гибкой реакции на научные и общественные запросы.
Большое практическое значение приобретают в последнее время экологические исследования в их социальном аспекте. Возможности и перспективы социально-экологической экспертизы в какой-то степени недооцениваются, и многие вопросы пока остаются вне поля внимания. Тем не менее, этот вид экспертизы довольно успешно развивается в некоторых странах. Культурная, а также этническая экология основывается на представлении о мире как о единой и целостной системе, существующей в триаде общество–природа–хозяйство.
Важным направлением антропологии является физическая антропология, изучение древнейших этапов эволюции человека и его современных особенностей. Всё более перспективными становятся комплексные антрополого-археологические исследования. Сегодня палеоантропологи работают в составе археологических экспедиций. Наряду с традиционными направлениями в физической антропологии появились и новые – антропогенетика, антропоэстетика и др.
Как и во многих других научных дисциплинах, в этнологии и антропологии большое значение придают и междисциплинарным исследованиям. Выступающие на Конгрессе отмечали, что этнология традиционно впитывает ресурсы других научных дисциплин, моделирует и адаптирует их под свои задачи. Основы таких междисциплинарных направлений, как этносоциология, этнодемография, этноэкология, этноархеология были заложены еще в середине прошлого века. Целый ряд направлений (гендерные исследования, юридическая антропология, аудиовизуальная антропология, кросскультурная психология, экономическая антропология) возник относительно недавно.
Междисциплинарную природу новейших подходов особенно ярко демонстрирует поведенческая антропология – наука, которая играет связующую роль между биологией человека и социальными областями знаний.
Изучается взаимодействие людей в повседневной жизни (родственные связи, родительское поведение, репродукция и выбор брачных партнеров, социальные отношения в коллективах сверстников и в разновозрастных группировках, межгрупповые взаимодействия). Внимание уделяется изучению моделей поведения в разных культурах и стратегиям освоения поведенческих навыков в процессе социализации.
– Чему был посвящен Ваш доклад
Одной из наиболее интересных тем, обсужденных на Конгрессе, как с научной, так и практической точек зрения, была проблема существования и сохранения традиционной культуры в условиях глобализации. Как отмечалось в ходе научных дискуссий, глобализация породила огромное разнообразие взглядов на ее суть и оценок происходящих изменений.
Новая социокультурная реальность в мире свидетельствует о новых вызовах, которые появляются как на глобальном, так и на региональном уровне, отражают новые аспекты этнического существования различных сообществ, определяют трансформацию национального мировоззрения и мировосприятие людьми культуры как таковой, вынуждают общество по-новому воспринимать этнокультурную среду, проблему сохранения в условиях глобализации материального и нематериального культурного наследия. В связи с этим, должен отметить, что у нас в Азербайджане, к сожалению, очень мало внимания уделяют современным направлениям в этнологии и антропологии.
Практически полностью остановлена экспедиционная работа этнографов в Институте археологии и этнографии НАНА. А это ведет к тому, что многие элементы традиционной культуры исчезают без следа, так и не зафиксированные, описанные и проанализированные нашими этнографами. Наряду с этим, стремительно возникающие новые социальные и культурные явления в жизни современного человека также остаются вне поля зрения наших ученых.
Мой доклад на Конгрессе назывался “Проблема локальной идентичности в условиях современного Баку”. В докладе отмечалось, что современные социальные, экономические, историко-культурные процессы, которые обобщенно мы называем глобализацией, на протяжении короткого исторического времени практически сметают элементы традиционные культуры, одним из проявлений которой и является локальная идентичность. Эти процессы были показаны на примере изменяющегося облика Баку, отдельные специфические районы которого сложившиеся с конца XIX века имели характерные этнокультурные особенности. Эти районы имели ярко выраженный этнокультурный подтекст, проявлявшийся в стереотипах поведения, формах общения, разговорной речи, жаргоне. При этом жители этих районов обладали достаточно устойчивой локальной идентичностью.
– Обсуждались ли на Конгрессе вопросы сотрудничества между этнологами и антропологами Азербайджана и других стран?
В ходе работы Конгресса состоялось также плодотворное обсуждение путей сотрудничества между этнологами и антропологами России и Азербайджана. Одним из таких направлений является работа над томом “Азербайджанцы” в рамках многотомной этнологической серии “Народы и культуры”. Выпуском томов этой серии занимается крупнейшее в России научное академическое издательство “Наука” при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Очевидно, что издание в этой престижной серии тома “Азербайджанцы”, не только послужит пропаганде среди многомиллионной русскоязычной аудитории многовековой истории и богатой культуры азербайджанского этноса, его традиций, обычаев, ритуалов, тысячелетиями складывающегося мировосприятия, но и продемонстрирует достижения современной азербайджанской этнологии.
Подводя итоги Конгресса антропологов и этнологов России, можно констатировать, что в современной этнологической и антропологической науке заметен сдвиг интереса от традиции к инновации, от прошлого к настоящему и будущему, от стандартных обзоров к поиску новых подходов и практик. Нет никаких сомнений в том, что участие азербайджанских ученых в такого рода форумах дает им возможность не только поддерживать старые и налаживать новые контакты с зарубежными коллегами, но и активно участвовать в обсуждении новых веяний в таких актуальных сегодня научных дисциплинах, как антропология и этнология.