Роберт Братке: Если в Армении или Азербайджане кто-то полагает, что будет легкая победоносная война – то ошибается

Начиная с 1994 года, когда был заключено соглашение о перемирии и по сей день, мирный процесс по нагорно- карабахскому урегулированию был нестабильным и не зафиксировал желаемого прогресса. Такое мнение в интервью армянской службе Голоса Америки выразил экс- сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Роберт Братке, коснувшись последней эскалации на армяно-азербайджанской госгранице.

Выразив глубокую обеспокоенность последней эскалацией на армяно-азербайджанской границе, он констатировал, что она одна из серьезнейших начиная с 1994 года, и потенциально может иметь очень серьезные последствия. При этом экс-сопредседатель затруднился сказать, чем обусловлено это обострение, добавив, что конфликт продолжался на протяжении всех этих десятилетий с нарушением режима перемирия.

Констатировав, что соглашение о прекращении огня было заключено в 1994 году, он заметил, что оно все же оставило линию по сохранению перемирия, которое эффективно не мониторилось, и фиксируется множество различного рода нарушений, передает АрмИнфо.

“Полагаю, что исходя из вышесказанного, существующее разочарование со всех сторон вполне понятно. Но тут есть еще один фактор, а именно, когда стороны конфликта начинают полагать, что международное сообщество не обращает должного внимания урегулированию конфликта. Есть соблазн прибегнуть к силе, чтобы привлечь внимание к конфликту. И это происходит в тот период, когда мы столкнулись с пандемией с экономико-социальным и иными кризисами”, – заметил экс-сопредседатель МГ ОБСЕ от США.

Он также согласился с утверждением об ужесточении риторики между сторонами. В этой связи Братке напомнил, что посредники выступили с заявлением, в котором призвали стороны к сдержанности, указав, что боестолкновения происходят на армяно- азербайджанской госгранице, далеко от линии соприкосновения войск, там, где линия границы не находится под сомнением и четко определена, при применении артиллерии, и снайперов.

По словам американского дипломата, применение артиллерии увеличивает опасность выхода ситуации из под контроля. “Понятно, что сопредседателям МГ ОБСЕ не удалось осуществить ту наблюдательскую миссию, которую они осуществляли прежде, в том числе и во время моего нахождения в посредническом составе. Нет какой-либо независимой стороны, которая могла бы контролировать стороны и эти процессы, и это очень опасно. Крайне важны и риторика угроз и обвинений, прозвучавших с обеих сторон, и которые чреваты быстрым развитием ситуации в очень плохом направлении”, – считает Братке.

Говоря о роли России в урегулировании конфликта, бывший посредник, отметил, что в его дни пребывания на посту, США, РФ и Франция очень тесно взаимодействовали по этому вопросу, даже когда у Вашингтона и Москвы были не очень хорошие отношения – прилагались усилия, и была одно мнение, сделать все, чтобы не допустить вспышки конфликта, избежать широкомасштабных боевых действий, поскольку в подобных конфликтах вероятность вовлечения третьих стран велика.

По его словам, тогда было понимание сделать все, чтобы достичь мирного урегулирования. “Это было тогда, сейчас же мне сложно судить, что думают другие страны и каковы их интересы. Но мне хочется верить, что Россия понимает, что в случаи боестолкновений между Арменией и Азербайджаном, есть большая опасность вовлечения других стран, в частности Турции и Ирана. Это не в интересах России. Москва не может быть заинтересована в разгорании этого конфликта, так как это не в ее интересах”, – полагает Братке.

Коснувшись турецкой роли в этом конфликте, экс-сопредседатель напомнил о серьезных интересах Анкары в этом регионе. “Это государство,  граничащее с Армении, и которое закрыло свои границы в ответ на войну, произошедшую в 90-ых. У Турции очень тесные связи с Азербайджаном. И здесь есть риски, поскольку исторически, армяно-турецкие отношения были не очень позитивными. И как бы Турции не хотела взять на себя посреднические обязательства, она этого не сможет сделать, поскольку Армения ей не доверяет”, – сказал он, при этом добавив, что в его дни сопредседательства, они на постоянно основе консультировались с Турцией, поскольку у них также есть роль. В этой связи Братке выразил надежду, что в данном случае роль Турции будет сдерживающей, и она напомнит Азербайджанцу о катастрофических последствиях применения силы, которое приведет к уничтожению всех экономических возможностей региона.

Американский дипломат выразил надежду, что Турция занимаю сторону Азербайджана, сможет дать ему правильные советы, призвав воздержаться от применения силы и продолжить усилия по мирному разрешению конфликта, поскольку новая война не в интересах ни одной из сторон.

Делясь своей точкой зрения о роли США в этом вопросе, экс-посредник отметил, что ему сложно сказать, что может сделать американская

администрация за рамками переговоров, поскольку он давно не беседовал с действующим посредником. “Тем не менее, полагаю, что США здесь играют важную роль. США вызывают доверие у сторон. Если смотреть историю региона, то мы видим, что и Армения, и Азербайджан ранее подчинялись империалистическим устремления своих соседей, в частности Российской Империи, Османской империи, Персидской империи. История всех этих стран взаимосвязана с Арменией и Азербайджаном, меж тем, как США вне этого. Мы далеко, и это содержит и положительные и отрицательные стороны. С одной стороны нам сложно быть тесно вовлеченными в процесс здесь, но и плюс в том, что у нас здесь нет интересов, территориальных амбиций и стороны нам доверяют”, – сказал он.

При этом Братке считает, что несмотря на сложный период – экономический кризис и предвыборную ситуацию, США могли бы игнорируя географическую отдаленность, принимать в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ более активную роль в урегулировании.

“Сопредседатели могут работать, но это один из тех кризисов, когда нужна более высокого уровня вовлеченность, для того, чтобы достичь договоренностей между сторонами и удержать их от силового решения вопроса, и вернуть в русло мирных пе6реговоров”, – отметил он.

Говоря о роли МГ ОБСЕ и достигнутых посреднических успехов в процессе урегулирования, Братке отметил, что было два момента, когда группа была близка к значимым результатам в переговорах: первый, когда МГ была приглашена в Ки-Уэст, а второй в 2011 году, когда благодаря кропотливой работе посредников и стран, сторонам был предложен основополагающий проект, который должен был лечь в основу мирного соглашения.

Он напомнил, что тогдашний президент России Дмитрий Медведев пригласил стороны в Казань и была надежда, достичь соглашения по этому проекту, и начать работать над фактическим мирным соглашением. “Оно было основано на 6 важнейших принципах, которые сохранились в качестве основы в переговорном процессе: это вывод армянских и карабахских войск с завоеванных территорий вокруг Нагорного Карабаха; временный статус для Нагорного Карабаха, который бы обеспечил его безопасность и самоуправление, был принят Азербайджаном и включал в себя окончательное определение статуса Арцаха. Он должен был быть принят и ратифицирован на основе волеизъявления так называемого населения этих территорий. Оно также включало возвращение вынужденных переселенцев и беженцев в свои дома с обеспечением гарантий безопасности. Также должен был быть коридор связывающий Арцах с Арменией. Вот эти шесть основных положений на которое должно было опираться будущее мирное соглашение.. К сожалению, документ не был принят сторонами. С тех пор никакого существенного прогресса в мирном процессе нет”, – сказал Братке.

В тоже время он отметил, что это не впервые, когда ситуация на границе выходит из под контроля, но последний инцидент говорит о серьезности ситуации и о том, что стороны настроены серьезно. По его словам, в прошлом было множество случаев, когда результатом нарушений режима перемирия было неправильное восприятие ситуации сторонами, однако, сегодня что-то говорить сложного, поскольку на местах нет наблюдательской миссии и надлежащего контроля, и всегда существует фактор неправильных расчетов.

“Но, здесь также существует фактор разочарования между сторонами, поскольку видимые результаты не фиксируются, и есть соблазн силового решения вопроса. Но, война 90-ых была катастрофой для сторон, унесшая 20-25 тысяч жизней. И если в Армении или Азербайджане кто-то полагает, что будет легкая победоносная война – то ошибается. Посмотрите, что происходит в Сирии, на Востоке Украины. Когда начинается война, никто не может предсказать, чем всё закончится. Меня беспокоит тот факт, что широкомасштабная война приведет к бедствию в регионе. Стороны должны отступиться от этого, посредники же активизировать деятельность. Необходим импульс с высокого уровня о готовности вовлечься в переговоры. Должны быть реальные и действенные шаги по сохранению мира. Естественно, всё будет зависеть от сторон”,

– отметил бывший сопредседатель.

При этом Братке полагает, что для снижения обострения необходимо совместное заявления на высоком уровне стран-посредников о необходимости прекращения огня  и возвращения к переговорам, поскольку военного решения этой проблемы нет.