Мнение: В Восточном Средиземноморье Греция учитывает интересы ЕС, а не региональных стран

Ливия имеет серьезные основания для достижения соглашения о демаркации морских границ с Турцией вопреки интересам Греции. Причиной этому служит тот факт, что Афины игнорируют интересы стран региона и действуют лишь с точки зрения выгоды для Евросоюза.

Об этом в беседе с агентством «Анадолу» сказал глава Средиземноморского института региональных исследований Бахруз Джафер.

По его словам, сотрудничество между странами региона сегодня превратилось в инструмент против Европейского союза.

«Чтобы понять, какие именно интересы преследует Греция в Ливии, необходимо вспомнить историю формирования Евро-средиземноморского партнерства. Процесс был запущен 26 лет назад с целью развития экономического сотрудничества между странами Средиземноморья и 15 странами ЕС. В рамках этого процесса в 2008 году был сформирован Союз для Средиземноморья», – отметил собеседник агентства.

Джафер считает, что на фоне поддержки Брюсселем политики Греции и греческой общины Кипра, Союз для Средиземноморья превратился по сути в «Союз для Европы».

«В качестве примера можно привести тот факт, что премьер-министр Греции в ходе своего визита в Триполи поставил ультиматум местным властям: чтобы наладить отношения с ЕС, Ливия должна сорвать договоренности с Турцией. Сейчас мы должны задаться вопросом, в какой степени ЕС выполняет свои обязательства перед такими регионами, как Ближний Восток и Африка. Ведь очевидно, что они не делятся достигнутым у себя миром и процветанием с другими регионами», – сказал эксперт.

По его словам, политика Греции в Восточном Средиземноморье в первую очередь направлена против Турции.

«Афины игнорируют интересы стран региона и действуют лишь с точки зрения выгоды для Евросоюза. Например, некоторые страны Восточного Средиземноморья пытаются исключить Турцию из энергетической карты региона. Турция в ответ на это начинает искать альтернативы, и в этой связи подписала в ноябре 2019 года с Правительством национального согласия Ливии Меморандум о взаимопонимании об ограничении морской юрисдикции. Документ был разработан в соответствии с границами исключительных экономических зон», – сказал Джафер.

Ливия предпочла договориться с Турцией, а не с Грецией, так как имела на это серьезные основания, подчеркнул эксперт.

«Для Ливии важны справедливые инвестиции. В 2020 году объем турецких инвестиций в сферы строительства, инфраструктуры и энергетики Ливии составил 120 млрд долларов», – сказал Джафер.

Ливия, в свою очередь, также важна для Турции, так как является одним из важнейших источников энергоресурсов, добавил он.

«Резервы природного газа в Восточном Средиземноморье предположительно составляют свыше 100 трлн кубометров. Запланированное между некоторыми странами региона сотрудничество подталкивает другие, не включенные в эти планы страны на различного рода действия», – отметил собеседник агентства.