Никол Пашинян заговорил по-довоенному

И. о. премьера Армении Никол Пашинян в четверг на заседании правительства выступил с первой обширной речью после победы на досрочных парламентских выборах. Он попытался упомянуть буквально все вызовы, с которыми страна столкнулась за последние полгода. Кроме того, господин Пашинян явно принял вызов Баку, вступив в «войну слов» — схожую с той, которая год назад переросла в настоящее столкновение.

Заседание правительства Армении 15 июля началось с длинной речи Никола Пашиняна, которая не имела ничего общего с запланированной повесткой, но была по-своему необходима. Армянский премьер, который буквально последние недели вынужден добавлять к своей должности приставку «и. о.», постарался ответить на все вопросы, связанные с последствиями Второй карабахской войны, и заверить избирателей, что о предательстве национальных интересов речь идти не будет.

Толчком для такого выступления, судя по всему, стали слова азербайджанского президента Ильхама Алиева, который вновь назвал армянскую столицу Ереван, озеро Севан, а также Сюникскую область Армении (по-азербайджански — Зангезур) историческими территориями Азербайджана и пообещал, что рано или поздно азербайджанцы туда вернутся. В такой риторике нет ничего нового, но она всегда возникает именно тогда, когда стороны намерены задеть друг друга на словах.

Кроме того, господин Алиев утверждал, что Ереван якобы отказывается подписать мирный договор и тем самым поставить точку в конфликте. «По неофициальным каналам мы получили информацию о том, что Армения к этому не готова. Я думаю, это было бы большой ошибкой. Как накануне войны, так и во время нее армянская сторона допустила большие ошибки и совершила военные преступления»,— сказал азербайджанский лидер накануне, явно провоцируя армянского коллегу на ответ.

Никол Пашинян действительно ответил, но явно не так, как хотели в Баку. Он выступил за перезапуск переговоров под руководством Минской группы ОБСЕ, которую азербайджанское руководство открыто критиковало за отсутствие результатов работы. «Азербайджан пытается создать впечатление, что Армения выступает против мира и соглашения о мире. Однако Армения уже несколько раз приветствовала заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ от 13 апреля. Напомню, что в основе карабахского конфликта лежат три хорошо известных сторонам принципа: самоопределение народов, исключение применения силы или угрозы силы, территориальная целостность,— сказал Никол Пашинян.— Если к этому добавить провокационные заявления Азербайджана, направленные против территориальной целостности Армении, становится ясно, кто, какая именно страна мешает установлению стабильности и мира в регионе.

Если мы внимательно изучим заявления Азербайджана, то увидим, что у этой страны есть территориальные амбиции по отношению к большинству ее соседей».

По мнению Никола Пашиняна, «Азербайджан вопреки своим миролюбивым заявлениям на международной арене сделает все, чтобы помешать миру в регионе». Тактику поведения своих противников он также привел: «показать, что Армения или Арцах (армянское название Нагорного Карабаха.— “Ъ”) якобы против мира, против процессов демаркации и делимитации, и создать на этом фоне ложные основания для построения агрессивной политики».

Эти слова прозвучали всего через несколько часов после того, как в Баку заявили об обстреле азербайджанских военных в районе Шуши из стрелкового оружия. Стреляли якобы с территории, подконтрольной российским миротворцам, на которой тем не менее остаются и армянские вооруженные подразделения. Позднее, в четверг, азербайджанцы сообщили о еще одном обстреле — в Кельбаджарском районе.

Но эти новости Никол Пашинян как будто не услышал. «За последние два месяца у нас было две жертвы на армяно-азербайджанской границе. Выражая соболезнования родным и близким погибших, обращаю внимание на данный факт наших партнеров по ОДКБ и сопредседателей Минской группы ОБСЕ»,— единственное, что сказал он о недавних обострениях на границе. «Именно Азербайджан против демаркационных и делимитационных работ, потому что привел явно фальшивые карты, пытаясь оправдать присутствие своих вооруженных сил в ряде частей суверенной территории Армении»,— добавил он и тут же взял в союзники Москву: «Мы работаем с нашими партнерами, в частности с нашими российскими коллегами, а Азербайджан никак не отреагировал на это заявление и предложение».

Армянские СМИ в последние дни действительно сообщают о размещении российских войск на самых напряженных участках границы между Арменией и Азербайджана.

Но это помогает далеко не всегда, потому что причины обострения, скорее всего, политические. Один из последних инцидентов произошел в селе Ерасх, где в советское время проходила железная дорога, связывающая Армению с Азербайджаном и дальше с Россией. Сейчас этот путь стараются разблокировать, но 14 июля Ереван заявил о гибели своего военнослужащего в результате перестрелки.

«Руководству Азербайджана вместо деструктивных действий и заявлений стоило бы прислушаться к призывам посредников и выразить четкую позицию по заявлению сопредседателей. Однозначно, что мы будем неуклонно добиваться реализации права народа Арцаха на самоопределение»,— заявил армянский лидер, явно обостряя риторику практически до уровня 2019 года, когда он говорил, что «Карабах — это Армения, и точка».

«То, что сегодня говорит Никол Пашинян, направлено на торпедирование идеи подписания мирного договора,— заявил “Ъ” азербайджанский политолог Фархад Маммадов.— Вместо того чтобы признать границы друг друга, мы вынуждены констатировать, что не выполняется даже трехстороннее заявление о выводе армянских войск с территории, подконтрольной российским миротворцам. Кроме того, в Армении все еще пытаются говорить о каком-то статусе Нагорного Карабаха. То есть налицо сохранение территориальных претензий Армении к Азербайджану. Но в регионе сложилась новая геополитическая реальность, и если у них будут претензии к нам, то и у нас будут претензии к ним».

Между тем, как считает армянский политический аналитик Акоп Бадалян, логика Баку несколько иная. «Говоря о территориальных претензиях, Азербайджан пытается навязать такую повестку и Армении, и Минской группе ОБСЕ,— сказал эксперт “Ъ”.— После этого они намерены разыграть ее как переговорную карту, решая вопрос Лачинского коридора и коридора в Нахичевань (азербайджанский анклав.— “Ъ”)». Но, по словам эксперта, пока сопредседатели Минской группы не принимают такую повестку, хотя и не отвергают ее.