Эксперт: Три условия Азербайджана категорически противоречат интересам Армении и Арцаха

Азербайджан, по сути, попытался представить свои пять условий так, чтобы у нейтрального наблюдателя создалось впечатление, что два государства на основе международного права должны вести переговоры. Об этом в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am 14 марта заявил азербайджановед Тарон Ованнисян.

Однако при проецировании его предложений на наш конфликт более чем понятно становится то, что первыми тремя пунктами Азербайджан пытается продвинуть свое желание о признании Арменией Арцаха частью Азербайджана. Это, уверен Ованнисян, категорически противоречит интересам Армении и Арцаха, и такое решение не может быть принято.

Отметим, что к первым трем условиям МИД Азербайджана относятся следующие пункты:

– взаимное признание суверенитета, территориальной целостности, нерушимости международных границ и политической независимости друг друга;

– взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий государств друг к другу и юридическое обязательство не предъявлять такие претензии в будущем;

– воздерживаться от угрозы безопасности друг друга в межгосударственных отношениях, от применения угроз и силы против политической независимости и территориальной целостности, а также от иных обстоятельств, несовместимых с целями Устава ООН.

В МИД Азербайджана попытались представить все в красивых формулировках, якобы взятых из международного права, чтобы не выглядеть агрессивными. 

Ранее стало известно, что Армения ответила на переданные Азербайджаном предложения и обратилась к сопредседательству МГ ОБСЕ для организации переговоров с целью заключения мирного договора между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой на основе Устава ООН, Международного пакта о политических и гражданских правах и Хельсинкского Заключительного акта,  говорится в заявлении МИД.

По оценке эксперта, Армения публично не отказывается начать переговорный процесс, поскольку при таком позиционировании Азербайджана отказ Еревана Баку представил бы как то, что «мы хотели пойти на мир, а Армения не захотела». Это дало бы повод Азербайджану прибегнуть к новой эскалации.

«С другой стороны, Ереван отмечает формат сопредседательства МГ ОБСЕ, который, как известно, является единственным международным форматом, имеющим мандат для урегулирования карабахского конфликта. Армения дает согласие на переговорный процесс, но в формате сопредседательства МГ ОБСЕ. И, учитывая, что он имеет первичный мандат для урегулирования карабахского конфликта, то урегулирование конфликта в переговорном процессе должно рассматриваться отдельно.

Такой должна быть позиция Армении: урегулирование карабахского конфликта отдельно от делимитации и демаркации и вопроса о территориальной целостности.

Делимитация и демаркация и взаимное признание территориальной целостности не должны означать признание Арцаха частью Азербайджана, поскольку это отдельная проблема.

В любом случае Азербайджан попытается представить все в таком виде, что Армения отказалась от его предложений, но не сможет представить как провал переговорного процесса со стороны Еревана. Баку сам же и отказывается идти на переговоры в рамках принятого формата сопредседательства МГ ОБСЕ. 

Однако история показала, что переговоры в ином формате не могут быть эффективными.

Начатый министерствами иностранных дел Армении и Азербайджана процесс вряд ли будет иметь продолжение с учетом также российско-украинского конфликта (в состав сопредседателей МГ ОБСЕ входят Россия, Франция, США – ред.).

Кроме того, Азербайджан не имеет желания разрешить конфликт путем переговоров. Баку хочет разными способами обязать Армению идти на некие уступки. То есть у одной из сторон нет желания разрешить конфликт путем переговоров», – подчеркнул Тарон Ованнисян.