ЕЩЕ НЕ “ОХВАЧЕННЫЙ” FRONTEX

Энтузиазм, с которым правящая в Армении команда носится с идеями об интеграции во всевозможные еще не охваченные европейские структуры напоминает пословицу о выплеснутом вместе с грязной водой ребенке. Архитектура безопасности не терпит истеричных телодвижений, тут легко все разрушить, а заново выстроить очень трудно.

ОДНОЙ ИЗ СТРУКТУР, ПОКА НЕ “ОХВАЧЕННЫХ” “ГРАЖДАНСКИМ ДОГОВОРОМ”, ЯВЛЯЕТСЯ FRONTEX – агентство Европейского Союза по безопасности внешних границ. Именно с ним армянской стороне предлагается, а точнее, навязывается сотрудничество, разумеется, после того, как Ереван выполнит все “заявки” Баку. Раньше никакой Frontex, конечно, в Армении не появится, потому как опасно. Потому как агентство создавалось вовсе не для того, чтобы обеспечивать безопасность в конфликтных регионах.

Это потом, когда Баку угомонится, если угомонится и перестанет требовать от Армении территориальных уступок, Европейский Союз гарантирует нам в лице Frontex высокий европейский стандарт качества защиты границы…

Увы, о репутации Frontex говорит хотя бы то, что (создано оно относительно недавно, в 2004 году), уже успело стать фигурантом громких скандалов. Так, год назад, наблюдательный орган ЕС начал расследование роли Frontex в одном из самых смертоносных кораблекрушений мигрантов в новейшей истории, когда у берегов Греции затонул рыболовецкий баркас Adriana, на борту которого находилось около 750 человек, их которых выжило только 104.

Агентство обвиняется в том, что не предприняло действий, способных предотвратить кораблекрушение. Омбудсмен ЕС Эмили О’ Рейли тогда заявила, что ее офис сосредоточит внимание на роли Frontex, поскольку “трагедия такого масштаба требует от всех причастных к ней лиц осмысления своих обязанностей”.

Еще один эпизод: газета Guardian в 2021-ом году со ссылкой на данные ООН и неправительственных организаций сообщала, что погранслужбы стран ЕС при поддержке Frontex за время пандемии незаконно выслали более 40 тыс. мигрантов, в том числе детей и беженцев из зон военных действий, и это могло стать причиной смерти более 2 тыс. человек.

ОТСУТСТВИЕ У FRONTEX ОПЫТА И ОТРАБОТАННОЙ СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИЙ, а также четких полномочий и инструментария свидетельствуют о возможном использовании его как инструмента давления и вмешательства во внутренние дела государств. Отметим, что регулирующий и реформирующий работу Frontex орган ЕС дважды, в 2016 и в 2019 гг., вносил на рассмотрение предложение о принудительном развертывании сил агентства на территории страны-члена ЕС даже без согласия данного государства. А по факту сегодня агентство действует и за границами ЕС: его офицеры присутствуют в Албании и Черногории, гражданские сотрудники – в Сербии, Турции, Нигере, Сенегале.

И судя по всему, чувствуя одобрительное отношение официального Еревана, Frontex посматривает уже и в сторону Армении, несмотря на то, что еще находится на стадии “осмысления своих обязанностей” …

По-видимому, именно в процессе “осмысления” Европейский Союз планирует расширить функции агентства, чтобы последнее отвечало за сбор и передачу данных, установление стандартов, а также контролировало работу местных силовых структур в вопросах миграции и защиты границ. Ведь что у Frontex получается хорошо – так это осуществлять сбор информации с территории стран, в том числе не входящих в ЕС.

Собственно, не этим ли уже занимается в Армении наблюдательская миссия ЕС?

Ломка десятилетиями отработанной системы пограничного контроля, который совместно осуществляют армянские и российские пограничники, как минимум не отвечает реальным вызовам безопасности, чтобы не сказать выглядит безумно, – но это сейчас. Когда же имеешь дело с “Гражданским договором”, надо помнить, что никогда нельзя говорить никогда.

Источник: Голос Армении, Рубен Маргарян