Маркедонов о визите Алиев в РФ: В последние несколько лет отношения Москвы и Баку шли в гору, а Москвы и Еревана – под гору

Сближение Баку и Москвы – это факт, но объем того же анти-вестернизма и просоветской ностальгии у сторон разный, как и мотивы для выстраивания ценностных рядов. Так прокомментировал политолог Сергей Маркедонов рабочий визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в РФ.

Эксперт констатировал, что Алиев прилетел в Москву в  день рождения “вождя мирового пролетариата”.  “На первый взгляд, обычная дипломатическая рутина. Все подобающие для подобных случаев добрые слова произнесены, позитивные оценки озвучены. Однако, есть несколько соображений, которые позволяют говорить об этой поездке, как о событии более значимом, чем просто встреча двух президентов”, – заметил он.

При этом политолог обратил внимание, что визит Алиева проходит на фоне резкого охлаждения отношений между Россией и Арменией. И, напротив, “вестернизация” внешнеполитического курса Еревана продвигается семимильными шагами.

“Говоря языком социальных сетей, у Грузии на ее внешних рубежах, да и внутри “все сложно”. При этом позиции Турции укрепляются, а российский миротворческий контингент покидает Карабах досрочно, оставляя после себя противоречивые эмоции и оценки не только у кавказских игроков, но и в соседних державах, и в странах смежных евразийских регионов”, – продолжил Маркедонов.

По словам эксперта, российско-азербайджанские отношения на протяжении 1991-2024 гг. развивались непросто и противоречиво. “Сначала Баку, наверное даже в большей степени, чем Тбилиси, выглядел как наиболее проблемный партнер Москвы в Закавказье. Затем ситуация стала меняться. С 2008 года был введен термин “стратегическое партнерство”, которое рассматривалось, тем не менее в сравнении со “стратегическим союзничеством” Армении. В феврале 2022 года РФ и Азербайджан договорились о “союзническом взаимодействии”. Формально уровни взаимоотношений двух кавказских государств с Россией выровнялись. Но разве реальность всегда соответствует формальным статусам? В последние несколько лет отношения Москвы и Баку шли в гору, а Москвы и Еревана- под гору. Просто констатация факта, без оценок в формате “плохо-хорошо””, – заметил эксперт.

Касаясь того, что усиливает близость позиций Баку и Москвы, Маркедонов выразил убеждение, что сегодня, пожалуй, это неприятие Запада в купе с ценностным измерением.

“На встрече Путина и Алиева не зря возникла тема юбилея БАМа. Поскольку просоветская ностальгия стала неотъемлемой частью сегодняшнего российского ценностного пространства, возникает эффект deja vu. В последние годы существования СССР АзССР пользовался поддержкой консервативной части партийно-государственного истеблишмента, тогда как “антисоветско-демократические” Армения и Карабах были в чести у “системных” и несистемных “перестройщиков” разного калибра и разной степени радикальности.

Но достаточно ли вышеперечисленных условий для крепкого альянса? Хочется быть оптимистом, но экспертная совесть не позволяет предаваться “головокружениям от успехов”. Ведь помимо элиты в Азербайджане есть и общество (особенно его молодежный сегмент), и социальные сети”, – уверен политолог.

По его словам, для начала их стоит внимательно изучить, чтобы понять, мягко говоря, неоднозначное восприятие России и ее политики на Кавказе!

Маркедонов не согласился  с тем, что это не важно, напомнив, что кто-то раньше и про Армению говорил, что не важно, подумаешь крикуны и писаки, а сегодня один из тех  “писак” реализует разворот внешнеполитического курса своей страны.

“Добавим к этому фактор Турции, который имеет свое значение и далеко не во всем турецкий интерес совпадает с российским. Но уровень стратегического слаживания Баку и Анкары (добавим сюда же Анкары и Вашингтона с Брюсселем) таков, что не позволяет российской голове кружиться от чрезмерной радости. Не забудем и про фактор Ирана, а также о тегеранских опасениях по поводу укрепления “пантюркизма” в регионе. И, конечно, “украинский вопрос”, который и ранее не сильно сближал Москву и Баку.   “Автор, не нагоняй тоску”, – скажет мой вероятный критик. Пессимизм, конечно, не наш метод. Но трезвые оценки без завышенных ожиданий и с пониманием возможных проблемных узлов важнее медово-приторных восторгов. Сближение Баку и Москвы – это факт. И всякая дружба лучше вражды и непонимания, кто бы спорил. Но объем того же анти-вестернизма и просоветской ностальгии у нас разный, как и мотивы для выстраивания ценностных рядов. Стоит такие вещи понимать еще “на берегу”, до отправки в дальнее плавание”, – резюмировал российский политолог, передает АрмИнфо.