“Азербайджан должен быть готов к негативным процессам в конце года”

Политическая весна в регионе проходит под знаком выборов – президентских в России (18 марта), Азербайджане (11 апреля). В Армении же выборы уже прошли 2 марта путем голосования в парламенте, а в апреле в этой стране будет избран премьер-министр, который как раз и получит всю власть в стране. Как повлияет на странах эта череда выборов?

Председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» Григорий Трофимчук убежден, что для Азербайджана и России выборы такого высокого уровня, как президентские, по определению не могут накалить обстановку в регионе, наоборот, они ее стабилизируют. Об этом сам Григорий Трофимчук заявил в интервью haqqin.az в кулуарах «Круглого стола» «Молодежь против экстремизма и радикализма», организаторами которого выступили политологический центр «Север-Юг», российский Пресс-клуб «Содружество» и Азербайджанский университет языков в партнерстве с Российским государственным гуманитарным университетом.

«Возьмем, к примеру, Российскую Федерацию и Азербайджанскую Республику. Здесь все давно (речь о выборах – Ред.) происходит в законных рамках. Есть наблюдатели, российское и азербайджанское общества находятся в рамках закона, конституций. И этот принцип будет строго соблюдаться. Что касается вопроса стабильности на Южном Кавказе, то основным фактором здесь являются российско-азербайджанские отношения. Мы и дальше будем стремиться укреплять стабильность на Южном Кавказе», – подчеркнул наш собеседник.

По словам Григория Трофимчука, только избиратели определят итоги выборов президента и в России, и в Азербайджане: «Если ориентироваться на опросы общественного мнения, то президентом РФ будет выбран Владимир Владимирович Путин и это будет залогом фактора стабильности на Южном Кавказе».

Что касается Армении, то, по мнению эксперта, расклад в этой стране ясен – в этой стране ничего не поменяется. «Конечно же, и в Азербайджане следят за избирательной кампанией в Армении и задаются естественными вопросами по поводу того, как повлияют ее итоги на процесс карабахского урегулирования и на ситуацию на Южном Кавказе, в целом. В принципе, в Армении сверх радикальных событий не ожидается. Там все происходит в установленных рамках. Хотя все-таки нельзя исключать экстремальных всплесков, с учетом того, что к этой серии выборов в Азербайджане, России и Армении направлено повышенное внимание западных структур», – говорит аналитик.

Он отмечает, что не склонен обвинять во всех бедах Запад: «Там просто пытаются укрепить свои позиции на Южном Кавказе, в частности за счет встраивания в какие-то щели наших взаимоотношений. И потом идет реализация своих целей. Этот регион, учитывая напряжение в Карабахе, с учетом того, что происходит южнее, в Сирии, войны на Ближнем Востоке, никто в покое оставлять не собирается. Мы надеемся, что никто не вмешается в процесс президентских выборов в Азербайджане, хотя есть много желающих. Я надеюсь, что и Южный Кавказ, в целом, и Азербайджан, в частности, будут подготовлены к достаточно негативному развитию процессов, которые ожидаются ближе к концу этого года».

– О чем идет речь?

– После рубежа 2013-2014 годов сорвалась лавина (я имею ввиду украинские события), оказалась нарушена вся кристаллическая решетка международного права, никто никому не верит. И в эти процессы, волей-неволей вовлечен и Азербайджан. В эту негативную картину встроен и Карабах.

В этом смысле, апрель 2016 года был показателен. Но поджечь регион не получилось. И здесь роль президента Российской Федерации. Благодаря ему процесс перешел в переговорную стадию, и мы должны сейчас решить, как двигаться дальше.

Да, четырехдневная война достаточно быстро закончилась, но Азербайджан не готов втягиваться в долгий, бесконечный переговорный процесс, если переговоры не ведут к практическому развитию. Но пока мы видим переговоры ради переговоров, нет ни одной подвижки даже в чисто структурном отношении.

Вот, например, Азербайджан четко, спокойно, взвешенно ставит вопрос о составе Минской группы ОБСЕ. Но даже на этом уровне ничего не решено. Я, как эксперт, предлагал еще один вариант: расширить как раз группу экспертов при этой же Минской группе. И это не было решено. Никто конкретно даже не разобрался, что случилось в апреле 2016 года.

Так что вся эта конфронтация в военном варианте вполне может выплеснуться.

– И вы ожидаете этого в конце года?

– Нет. Но в конце года можно ожидать ухудшения геополитической ситуации в целом, что отразится и на региональной ситуации. Это, конечно же, будет подрывать безопасность в зоне карабахского конфликта.

Мы уже услышали заявления целого ряда представителей США и Запада в целом, об их интересе к ситуации вокруг Карабаха. Это говорит о том, что они внимательно наблюдают и готовы в любой момент встроиться в те самые щели, о которых я выше говорил.