Российский эксперт: Визит Пашиняна имел в определенном смысле и внутригрузинское измерение

Премьер-министр Армении Никол Пашинян в конце прошлой недели посетил с рабочим визитом Грузию. И хотя визит главы армянского правительства по формату напоминал блиц-поездку, а поводом для него было заседание межправительственной комиссии (что выглядит, как рутинное мероприятие), значение этого события не стоит недооценивать. Судят, в конечном итоге, по результатам. Попробуем суммировать их. Об этом в соцсетях написал российский политолог Сергей Маркедонов.

««Мы договорились дать распоряжение соответствующим структурам. В частности, им предстоит предпринять шаги по завершению процесса делимитации межгосударственной границы», заявил Никол Пашинян на брифинге со своим грузинским коллегой Ираклием Гарибашвили по итогам их беседы и работы межправкомиссии. На Южном Кавказе проблема размежеваний-болезненный вопрос. До конца он не решен и в отношениях между Баку и Тбилиси. Общая протяженность сухопутной государственной границы Грузии составляет 1 839 км, 224 км из которых приходятся на Армению.

Сегодня Пашинян активно продвигает свой проект «Перекресток мира». По факту он олицетворяет собой курс на внешнеполитическую диверсификацию. Некий прогресс в отношениях с Тбилиси должен по логике Пашиняна подсветить необходимость улучшений на азербайджанском треке, а также привлечь внимание западных партнеров к этому направлению. Не факт, что получится все именно так, как задумывается. Но наша задача уловить логику армянского премьера и объяснить ее (даже не соглашаясь с его построениями), а не раздавать ему политические ярлыки.

Внутри Армении вояж Пашиняна воспринимается неоднозначно, хотя его оценки, как правило, ограничиваются экспертными комментариями (публичными и, по большей части, закулисными). Критики власти полагают, что глава кабмина республики убрал из игры с Грузией такой важный козырь, как границы до полного решения вопроса межцерковных отношений (Армянская Апостольская церковь и Грузинская православная церковь). При этом сторонники Пашиняна говорят о важности установления стратегического партнерства между Тбилиси и Ереваном, что важно в контексте особой роли грузинского «окна» для выхода Армении во внешний мир. Между тем, соответствующий документ, заявленный еще летом прошлого года, был подписан.

Впрочем, визит Пашиняна имел в определенном смысле и внутригрузинское измерение, что особо важно в контексте приближающихся выборов в национальный парламент Грузии. Президент Саломе Зурабишвили (формально первое лицо в государстве) не была проинформирована о визите главы кабмина Армении. Впрочем, это, похоже, уже стало (не)доброй традицией. Оппозиционность президента, ее особые представления о должной внешней политике страны давно известны. И правящая партия Грузии пытается исключить фактор Зурабишвили из актуальной повестки», – отмечает эксперт.