Ситуация сложная, опасная и прежде всего, опасная для Армении. Такое мнение в эфире программы Новости Армении – NEWS.am «Фактор силы» выразил профессор факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики, экс-глава Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин.
«Меня очень тревожит то, что три с половиной года после того, как было заключено трехстороннее соглашение, оно называется трехсторонним заявлением, стороны практически не приблизились к решению конфликта. Более того, ситуация усугубилась в результате тех событий, которые мы с вами наблюдали за последние месяцы. И сейчас Вы говорите, многие говорят о возможности новой войны на Кавказе. Меня это тревожит, но, честно говоря, не имея каких-то надежных сведений, я не могу дать сколь-нибудь обоснованный анализ», – отметил российский политолог.
По словам Дмитрия Тренина, Россия, Иран и западные страны смотрят на ситуацию с трех разных точек зрения.
«Можно говорить о том, что точки зрения России и Ирана несколько ближе между собой, чем точки зрения России и Запада, Ирана и Запада. Для России то, что происходит, прежде всего характеризуются усилиями руководства Армении по очень мягкой диверсификации отношений в области безопасности. Для России это выглядит как курс на разрыв отношений с Россией и на переход под покровительство Соединенных Штатов и их союзников. Иран, я бы сказал, и Азербайджан, и Россия смотрят на перспективу вхождения Запада или усиления западного влияния на Южном Кавказе через Армению негативно. И вот здесь для Армении ситуация, прямо скажем, очень невыгодная создается», – сказал он.
По мнению российского политолога, что касается преодоления кризиса или разрыва отношений с Россией, инициатива принадлежит армянской стороне.
«И речь идет не только о правительстве. Я так понимаю, правительство опирается на поддержку значительной части общества. И маятник отклонится в сторону Запада. На мой взгляд, это очень серьезное изменение в геополитическом положении Армении, и оно может иметь дальнейшие негативные последствия, потому что отказ от поиска договоренностей с соседями, я имею в виду не отказ Армении, а ситуация, при которой никак не удается согласовать решение тех вопросов, которые были намечены в трехстороннем заявлении 2020 года, создает обстановку, Вы ее сами охарактеризовали, как продолжение конфликта, возможная угроза новой войны на Кавказе, новой войны между Арменией и Азербайджаном, при том, что отношения Армении с ее традиционным союзником серьезно нарушены. И я бы сказал, очень опасно здесь не только то, что отношения между государствами разрушаются, а в значительной степени исчезает доверие между обществами армянским и российским, и это не может не иметь серьезных отрицательных последствий», – сказал российский политолог.
При этом он не исключил отрицательных последствий в виде различных провокаций.
«Передача ответственности за границу армянским силовым структурам приведет в дальнейшем к выдавливанию или прекращению функционирования российской базы, выдавливанию ее за пределы Армении. Но здесь могут быть и, я не исключаю, провокации разных сил, я не говорю о правительстве. Есть разные другие интересанты, которые могут спровоцировать инциденты, связанные с российскими военнослужащими в Армении и вообще может возникнуть довольно трагическая ситуация там, где никто ее до сих пор не ожидал. Я имею в виду отношения между расквартированными в Армении российскими войсками и населением Армении. Что-то мы видели в самые последние месяцы, годы существования Советского Союза, когда было противостояние с частью населения и советских войск на территории Армении. Но вот сейчас мы можем увидеть что-то, наверное, более опасное», – отметил он.
По словам российского политолога, есть силы, которые стремятся использовать трудности в отношениях между Россией и Арменией, Россией и другими бывшими советскими республиками для того, чтобы, «как они говорят, открыть второй фронт, и таким образом ослабить усилия России на центральном украинском направлении».
«Но я в общем с довольно большой тревогой слежу за развитием отношений, и, честно говоря, при всем позитивном отношении в России к Армении, к армянскому народу и очень тесных связях и наличии огромной диаспоры армянской в России исключить те провокации и соответственно негативную реакцию на эти провокации тоже нельзя. Я не вижу со стороны руководства Армении, честно Вам скажу, каких-то попыток договориться с российской стороной о том, как совместно действовать не на разрыв, а на укрепление отношений, но одновременно и на урегулирование конфликта в соответствии с соглашением 2020 года. В основном, я так понимаю, армянские политические, государственные деятели общаются сейчас со своими западными коллегами, и конечно, в России это регистрируют и делают выводы», – сказал Дмитрий Тренин.