Эксперт: Ереван пытается вписаться в поле антииранских санкций

Ереван пытается вписаться в поле антииранских санкций, демонстрируя англосаксонским боссам свою готовность существенно сократить экономическое сотрудничество с Ираном. Об этом на своей странице в Facebook написал политолог, доктор политических наук Ваге Давтян, комментируя решение правительства РА ликвидировать АО “”Энергоимпекс”.

По словам политолога, “Энергоимпекс” – государственная компания, основанная в 2016 году с целью дальнейшего развития армяно-иранских

энергетических отношений. В частности, компания должна была провести работу в рамках армяно-иранской бартерной сделки “электричество в обмен на газ” в направлении углубления сотрудничества и постоянного увеличения объемов. На самом деле, как считает эксперт, ликвидация компании имеет ярко выраженное геополитическое и геоэкономическое значение. “По сути, оно означает, что Армения не рассматривает развитие “энергетического диалога” с Ираном в контексте государственной протекционистской политики. Между тем, это крайне необходимо, учитывая задачи диверсификации способов и направлений обеспечения энергетической безопасности Армении. Просто строительство солнечных электростанций не развивает энергетическую систему”, – подчеркнул Давтян.

Он добавил, что решение правительства означает, что Ереван пытается вписаться в поле антииранских санкций, показывая англосаксонским боссам свою готовность существенно сократить экономическое сотрудничество с Ираном. Между тем, напомнил политолог, начиная с 1997 года, когда в США был принят закон Д’Амато (применение санкций в случае реализации проектов с Ираном, превышающих 40 миллионов долларов), Армения динамично развивала экономические связи с Ираном, к которым, кстати, Вашингтон всегда относился с пониманием, никогда не рассматривая эти отношения в контексте санкций.

Давтян подчеркнул, что ликвидация “Энергоимпекса” также является символическим шагом. “Чтобы понять это, достаточно вспомнить, что компания была создана синхронно с формированием своп- газового коридора Иран-Армения-Грузия. Компания также должна была выступить армянским оператором этого коридора. По большому счету, это шаг против логистической стратегии “Север-Юг”, согласно которой Иран претендует на выход на третьи рынки, включая Россию, через Южный Кавказ”, – подчеркнул политолог.

Он заметил, что решение укладывается в логику политики либерализации рынка электроэнергии Армении, что само по себе весьма проблематично и даже рискованно с точки зрения обеспечения энергетической безопасности. Де-факто либерализовав импорт и экспорт электроэнергии, правительство продемонстрировало, что  не имеет никакого приоритета на внешних рынках. Между тем, иранское направление всегда было ключевым в энергетической политике Армении. “Это, в свою очередь, означает, что так же, как мы потеряли грузинский рынок электроэнергии, мы скоро потеряем и иранский”, – констатировал политолог.