МИГРАНТЫ: ВЫГОДА И РИСКИ

Не надо быть профессиональным статистиком, чтобы заметить, как меняется демографический облик столицы Армении. Одна переехавшая из Америки знакомая пошутила, что недавно почувствовала себя, как в Нью-Йорке: водитель заказанного ею такси оказался индийцем. 

КОНЕЧНО, ДАЛЕКО НЕ ТОЛЬКО ИНДИЙЦЫ. Еще в феврале этого года руководитель Института философии, социологии и права НАН РА Геворг Погосян в ходе пресс-конференции сделал заявление, которое можно назвать сенсационным: «В Армению приехало огромное количество людей, 150-200 тысяч россиян переехали в Армению. Из них 17-20 тысяч приняли гражданство РА, было открыто 90 тысяч счетов, в РА зарегистрировано 450 новых компаний. Это тот потенциал, который перебрался в РА без приложения наших усилий. Автоматически произошло то, на что потребовалось бы десять лет работы. Но надо учитывать, что эти люди в Армению приехали временно. Около 15 процентов из них были армянами, часть уехала в другие страны через Грузию».

Напомним, еще раз, эта пресс-конференция состоялась в начале года. Сейчас цифры наверняка возросли и, даже предполагая, что какой-то процент приехавших к нам уже покинул Армению, можно говорить о том, что в Армению из России переехало и сейчас в нашей республике проживает не менее 100 тысяч человек. Прибавим к этой цифре сопоставимые цифры по приехавшим к нам мигрантам из Индии, прибавим увеличение, опять-таки, невооруженным глазом, числа граждан Ирана и других стран. 

Релоканты, мигранты, конечно, приносят Армении экономическую выгоду. Мы уже привели данные Геворга Погосяна о деятельности релокантов из России. Мигранты из Индии – несколько другой случай: соглашаются на не очень популярную работу за минимальную даже по армянским меркам плату, и у них очевидно невысокие требования к условиям проживания. 

Вместе с тем постепенно дают о себе знать и определенные риски, присущие всем странам с большим процентом некоренных этнических групп. Последний пример: неприятный инцидент с прибывшей в Армению по поддельным документам гражданке России, которой местные добровольные блюстители нравственности «в воспитательных целях» обрили голову…  Это притом, что в отличие от других этнических групп, большинство российских релокантов легко интегрируются в армянское общество, для чего много объективных предпосылок. 

Вернемся к рискам. Во-первых, это риск увеличения числа нелегальных мигрантов. Во-вторых, риск формирования этнических преступных групп. Готова ли наша полиция предотвратить эти риски, минимизировать их, или по-прежнему специализируется в основном на методах разгона уличных акций оппозиции? 

Наконец, еще один риск заключается в том, что часть мигрантов использует Армению в качестве транзитной страны, откуда пытаются не только законным, но зачастую и незаконным путем переехать в более благополучные, на взгляд мигрантов, страны Европы. Это уже налагает дополнительную нагрузку и ответственность на подразделения, занятые охраной государственной границы. 

По данным разных источников, в 2023-ом году предотвращено около ста попыток незаконного пресечения (въезда и выезда) государственных границ Армении гражданами разных стран, прежде всего Ближнего Востока. И пусть в абсолютном выражении приведенные цифры не выглядят угрожающими, но, если тенденция увеличения числа мигрантов сохранится, а обратных предпосылок нет, кратко описанные выше риски в следующем, совсем не простом для Армении году, будут давать о себе знать более отчетливо. 

Источник: Голос Армении